Елена Овчинникова

Ведущая радио «Эхо Москвы» в Кирове

Про дороги и Пэ-Дэ-Дэ. Но не о балете

21

Ну чего сказать про американские дороги? Кроме того, что изредка потряхивает на лежачих полицейских, а все остальное ровно, как в стихе про "Дядю Степу": как натянутый платок, гладко залитый каток..." Едешь - не колыхнешься. Здесь, по-моему, бзик на качестве дорог: еще вчера ехали по трассе, и все было ничего, а сегодня отгородили здоровенный участок и чего-то там вылизывают. Может, щербинку размером с семечку обнаружили? Кстати, дорожную полицию, ну ту, что реальным видом как из " Терминатора", вижу лишь у участка, где ремонтируется. Но это вовсе не значит, что ее почти нет: вездесущие камеры следят за движением многооко и беспробудно, и, если ты злостный нарушитель, то ждет тебя денежная хана в виде огромного штрафа и слезное прощание с правами. Поэтому здесь большинство ездят дюже правильно, с соблюдением всех норм и приличий. И безумно красивые кабриолеты, хоть и газуют слоновьим ревом, но скорость соблюдают.

Как достигается на дороге послушание и должное поведение? Во-первых, огромными штрафами. Нет, ты, конечно, можешь ехать без ремня безопасности, своей ведь башкой рискуешь, но сколько так покатаешься? Одному Богу и оку полицейскому ведомо, так как однажды подъедет парень на мотоцикле и, поправив оружие на попе, улыбаясь через забрало, штрафанет на 300 баксов. Что стоит реальное нарушение Правил, я не знаю, и мои знакомые не знают. И, катаясь по Майами не один год, говорят с испугом: лучше не нарушать - там суд, а это подрыв личного дела, и дальнейшие проблемы со въездом, и гигантский, тысячи долларов, штраф. Или того хуже - пили всю жизнь на такси.

Впрочем, полиция здесь пользует не "драконовы правила": раз попался - и на цугундер, - а весьма, посиживая в засаде, толерантна к нарушителям. То есть, я была весьма удивлена, что часто встречающиеся на дороге световые табло - это и есть показатель толерантности. Однажды я спросила у дочери: что это такое? - показав на светящийся короб с цифрами непонятного мне назначения. Она говорит: по всей дороге установлены радары, они фиксируют скорость авто и, перед появлением нарушителя на табло демонстрируется его реальная скорость: гляди, вроде, водила, едешь, дескать, быстрее нормы на три-пять-десять километров. И так-то езжай себе с Богом дальше, но знай: мы тебя видим, замечаем, и отметочку себе уже сделали. Вооот, так будете дальше превышать? Так-то.

Да, еще в первые дни жизни здесь поразило, что разметка на дорогах у них несмываемая. А, дабы не сослаться на то, что в темноте при перестройке на другую полосу не заметил разметку, по пунктиру разделительных полос вмонтированы лампы. Возможно, это накопительные - солнце здесь даже зимой жарит под 30, а, может быть, и электрические, но дорога светится. И это приятно, как в "Денискиных рассказах".

Ночные дороги Майами. С высоты птичьего полета. Или вид на Коллинз авеню с двадцатого этажа.

И еще, на большинстве трасс здесь есть скоростные полосы, езда по которым стоит денег. Там, где начало скоростной полосы, о том написано на асфальте. И если скоростные полосы у тебя заранее оплачены, что делается для удобства водителей многих арендованных машин, то, при наличии на лобовом стекле - справа - бумажки об оплате, езжай себе с ветерком. А если не оплачено заранее, но приспичило побыстрее или в пробке надоело стоять, оплати проезд у шлагбаума.

Сколько стоит "платная дорога"? Да по-разному. Ранним утром до доллара - 10-90 центов, в час пик - доллар-два и немного больше, но в детское время, это когда везут из школы и в школу, придется раскошелиться на десятку баксов.

Что еще не по-нашенски? При красном сигнале светофора разрешен поворот направо, если, конечно, нет запрещающего сигнала, а такой во всем Майами, хотя объездила далеко, очень далеко не все, видела один раз. И еще, людей, разъезжающих здесь в кабриолетах с открытым верхом, это изредка русские, редко американцы, а больше мачо-"латиносы", считают здесь понтярщиками.

Чего греха таить, дочери очень хотелось на таком поездить, взяли в аренду крутую тачку, помчались с ветерком и через тридцать минут обгорели, как в аду. Нет, без крыши и кондиционера здесь на машине нельзя. Даже натуральный обдув не спасет от солнца. И даже при всем моем равнодушии к автомоделям вынуждена признать, что кабриолеты, особенно меня впечатлили "Ягуары", это очень красивая штука. Вызывающе красивая.

На чем в основном ездят наши? На джипах. Любых, но больше встречается "Лексус". Он удобен для многих тем, что можно запихнуть коляску, а здесь очень много молодых мамочек с детишками в возрасте, что в Америке называют "фреш". Я долго смеялась, так как по-русски фреш - это меньше, чем свежий, это больше свежевыжатый. Что очень сообразно процессу естественных родов.

Да, американцы к машинам относятся не так, как у нас: мы-то холим, лелеем, трем, как любимую кошку - попробуй собака пописать на колесо или нагладь птица по недоумству - убить хозяин готов, а для них это просто средство передвижения. Которое в любой момент можно поменять на другое. Большинство, средний и бедный класс, берут машины в лизинг, при том, что привычные нам цены, здесь даже на очень крутые тачки, на порядок ниже. Платят год или два, кто-то может и пять, ежемесячно внося очень небольшие суммы. А потом решает, будет он ездить на ней дальше или возьмет другую на тех же условиях, а сумма от продажи пойдет в зачет новой. И это нормальные деньги, так как подвеска на дороге не разбивается, авария - это ваще почти невероятное.

Здесь знакомая, когда выезжала с подземной парковки, не вписалась в дверь, ободрала бочину - вот вам и ДТП, поэтому даже пользованные машины, как правило, в отличном состоянии. Всеми проблемами занимается лизинговая компания, и работают честно - без обмана. Покупатель только указал, какую машину хочет, а потом вносит платежи - все остальные проблемы за него решаются. Ох, как вздохнули сейчас многие, вспомнив, как продавали-покупали, как ставили на учет. Аренда машины - также. Ткнул пальцем, заплатил деньги, сказал когда и куда поставить. И все. Привезли, показали, можно прямо в аэропорт, - и сенкью, все счастливы.

Каждая плаза, или торговый центр, обязаны иметь огромную парковку. Нам повезло: на нашей плазе есть русский магазин "Матрешка", где я покупаю хлеб и квас для окрошки, а еще сыр "Виола" и гречку, которых нет в американских магазинах. И еще русский ресторан, где замечательно после ихних стейков поесть пельмешков и борща.

Так здесь устроен автопром: лучше дешевле, да больше. В каждой семье у всех своя машина, так как общественного транспорта здесь фактически нет (под моими окнами есть остановка, так автобус вижу далеко не каждый день) - и одну машину на двоих-троих делят крайне редко, и то, в основном, если какая-то в ремонте. Есть машина у отца и матери, и обязательно у детей, которым уже исполнилось 16. А так как три ребенка здесь почти минимум, то у дома, где живет семья с подросшими отпрысками, стоит, как правило, четыре-шесть машин, занимающих все пространство перед домом. Это я про одноэтажную Америку говорю, а в высотках обязательная парковка. Здесь дом без стоянки: наземной ли, подземной ли, многоэтажной ли, на крыше ли - просто невозможен. Как, в принципе, любой социальный объект. Здесь любая плаза имеет огромную парковку, так как на обочине, вдоль дорог, парковаться запрещено.

И еще, очень строго относятся к транспортировке детей. Без детского кресла выехать не могли. Мать не выпустят из роддома, если в машине не установлено специальное кресло для младенцев. Обязательно выйдут и проконтролируют. При мне еврейская семья не могла забрать роженицу, пока кресла не будет. Ставили, может и покупать ездили до того ездили, они его час или больше, а мамочка все сидела в кресле, которое выкатила на улицу медсестра и ждала с каменным лицом. Попробуй, ослушайся - в миг охрана налетит, скандалу будет... Интересно было наблюдать, как папа в пейсах кряхтит, рожей краснеет - кресло установить пытается, а обязательно надо на заднем сиденье справа - на это опыт требуется.

А спросите, детка орет? Значит остановись, успокой, снова положи в кресло, пристегни и только тогда трогай. Увидят, что не так ребенка везешь - страшное преступление совершил. Сейчас попробую сделать фотки: в доме напротив стоянка на крыше. И плаза, что у нас торговый центр, с огромной стоянкой.

При малой территории рядом с домом, машины паркуют и на крыше. Самому на верхотуру ехать не надо, это обязанность парковщика.

Оригинал