Игорь Олин

Директор школы, учитель истории

ЕГЭ. Не следует относиться к нему как к «молоту судеб»

26

По итогам первых ЕГЭ 2014 года – по географии и литературе – в стране аннулированы результаты экзаменов у 54 выпускников за наличие мобильных телефонов, у 12 – за использование шпаргалок. Зафиксирован случай симулирования обморока учащегося. Нередкими оказались случаи ненадлежащего выполнения обязанностей организаторами в аудиториях: они опаздывали, разговаривали во время экзамена, подсказывали, допускали многократные (4-5 раз) выходы учащихся в туалет.

Система видеонаблюдения позволяет выявить все нарушения, если не в день экзамена, то в следующие дни. Это приведет к аннулированию результатов выпускников. Нарушения со стороны организаторов могут повлечь аннулирование результатов всех участников аудитории. Неработающая система видеонаблюдения также станет основанием для отмены результатов экзамена.

Органы управления образованием призывают образовательные учреждения ещё раз информировать учащихся и их родителей, сотрудников пункта приема экзамена о последствиях нарушения правил сдачи ЕГЭ.
В общем-то, произошедшие к настоящему аттестационному периоду изменения я воспринимаю позитивно. Все они направлены на то, чтобы поставить выпускников в равные условия. Жесткость мер (полицейский с металлоискателем при входе, видеокамеры), неоднозначно воспринятых общественностью, при корректном информировании школьников не будет причиной их психологического дискомфорта. Любой ребенок поймет, что данные условия вполне адекватны и приемлемы в целях обеспечения честной конкуренции за места в высших учебных заведениях. Тот, кто пытается ловчить, стремится вытеснить более достойного, наказание здесь будет справедливо.

Масштабы безответственности (или, наоборот, ответственности) участников образовательного процесса в полном объёме предстанут по итогам обязательных ЕГЭ – по русскому языку и математике. Надеюсь, что предпринятые меры остудят «горячие головы», каковые ранее находились как среди выпускников, так и среди педагогов, и остановят желание «перехитрить всех». Тем более что наличие открытого банка заданий ЕГЭ, значительное усовершенствование контрольно-измерительных материалов в последние годы и объявление минимального порога баллов для сдачи экзаменов позволяет снять претензии о невозможности планомерной, добросовестной подготовки.

Продолжается спор, нужно ли сохранять обязательность ЕГЭ по двум предметам. Считаю, что нужно. Во-первых, минимальные требования сейчас действительно таковы, что каждый выпускник средней школы и может, и должен им соответствовать. Без аттестата останутся самые неприлежные и те, кто принял неверное решение по окончании девяти классов (зачастую вопреки рекомендациям педагогов). Во-вторых, появился определённый инструмент, с помощью которого всем легко сверять ориентиры, куда и как движутся те или иные образовательные учреждения, и это важно.

Уроки из кампании ЕГЭ-2013 государством извлечены верные. Кажется, что у нас наконец-то появляется процедура, которая сумеет-таки максимально снизить коррупционные риски при отборе лучших выпускников в вузы, и становится достаточно лояльной к тем выпускникам, чья задача лишь просто покинуть стены школы с каким-никаким аттестатом.

Оригинал