Игорь Олин

Директор школы, учитель истории

Удивительные приключения ученических медалей

26

Это одновременно простая и необыкновенная история. История удивительная, но не уникальная. На мой взгляд, она есть в некотором роде квинтэссенция многих процессов, протекающих в системе образования, очень ярко характеризующая направленность, содержание и итоги так называемой модернизации.

В прошедшем учебном году реформаторы решили отменить медали для выпускников средних школ «За особые успехи в учении». Почему сия идея озарила их креативные головы, доподлинно неизвестно. Естественно, что никто никого ни о чем не спрашивал. Как повелось, преобразователи не удосужились посоветоваться с педагогической общественностью, впрочем, как и с любой другой общественностью тоже.

Конечно, в связи с отменой льгот для медалистов при поступлении в высшие учебные заведения значение этой награды кардинальным образом изменилось. Но если шаг с ликвидацией льгот трудно оспорить - уровень знаний медалистов из разных школ действительно сильно отличался, то вряд ли можно сомневаться, что в подавляющем большинстве случаев медаль была заслуженным признанием добросовестности, прилежания, трудолюбия, особых успехов ученика в данном учебном заведении. Потому перед введением ЕГЭ с высоких трибун заявлялось, что медали должны быть сохранены как знак отличия лучших выпускников каждой конкретной школы.

Однако модернизаторы об обещаниях тех забыли. Только на сей раз уже ставшие привычными для системы образования грубость и волюнтаризм решений пошли вразрез с ключевым трендом нашего времени – обращением к опыту эпохи, ассоциирующейся в общественном сознании с величием страны (возвращение норм ГТО, обязательной школьной формы, единого учебника истории и др.). Пускай речь идет о сугубо внешнем атрибуте, но роль символов в нашей жизни исключительно велика. Очень многим людям, в том числе с определенным политическим весом, памятна гордость за собственные школьные успехи или успехи близких. Российская ментальность вообще характеризуется особым отношением к нематериальным наградам, своеобразному государственному вниманию, а тут тем более детей обделили. Оттого и поднялся ропот. Отмена медалей стала восприниматься как некий чуждый, непатриотический акт.

Такое настроение чутко уловили руководители регионального масштаба, которые один за другим стали предлагать сохранить прежнюю систему награждения на своем уровне. Во многих субъектах федерации к концу 2013-2014 учебного года появились нормативные документы о золотых и серебряных медалях «За особые успехи в учении». Инициатива оказалась настолько востребованной, что к началу лета спохватились и в первопрестольной. Федеральные чиновники не захотели теряться на фоне всеобщего патриотического подъёма. И вот в недрах Минобрнауки рождается документ о золотой медали федерального значения.

Что же мы имеем в итоге модернизационного мероприятия по отмене медалей? А в итоге обладатель диплома о среднем образовании с отличием получит сразу две золотые медали – регионального и федерального уровней. Правда, так как на горы переписки, согласований, на процедуру выделения бюджетных ассигнований требуется значительное время, то на выпускных вечерах 2014г. в Кировской области, скорее всего, медали никто не получит. Их попросту не успевают изготовить. И если региональные награды должны появиться вот-вот, к июлю, то федеральные обещают где-то к октябрю.

Спрашивается, ради чего разворачивался весь этот сыр-бор? Для чего нужно было ломать прежнюю отлаженную систему и порождать новую, довольно странную? Чтобы вручить отличнику медаль (где и как?) в октябре?

Оригинал