Дарья Шпорт

PR-менеджер

Что такое «региональный медиабизнес»?

39

1. "Звездный" бизнес.

Проработав длительное время в маркетинге и PR в коммерческих компаниях и реализовав немалое количество успешных (и не очень, негативный опыт - тоже опыт) проектов, я пришла работать в медиабизнес. Как же я радовалась этой возможности -- попробовать новое направление и проверить, насколько привычные технологии для коммерции будут работать в медиасреде?! И вроде так все хорошо идет, и результаты не заставляют себя долго ждать, и адаптированные технологии работают, и опыт-то я приобретаю невероятный.. Но все равно остается какой-то привкус неудовлетворенности.

Давайте попробуем разобраться, почему.

На мой незамыленный и свежий взгляд очевидно -- медиабизнес наполнен "звездами". "Звезд" тут так много, что трудно вообще понять, как они уживаются друг с другом. Это характерно не только для какой-то конкретной региональной медиакомпании, а вообще всем региональных компаниям, работающим в этой сфере. Этот феномен я никак не могу объяснить.

Я видела многих талантливых людей и знакома со многими профессиональными деятелями в мире медиабизнеса (начиная от журналистов печатных изданий федерального масштаба, заканчивая представителями федеральных (например, СТС Медиа) и мировых телекомпаний (например, RT), но такого самолюбования и зашкаливающей самооценки я не встречала ни у кого из них. Однажды мне удалось лично познакомиться с Муруговым, но ни в одном из его предложений я не почувствовала укора из серии "да кто ты вообще такая" и "чего ты тут учишь меня работать". Адекватный человек, стремящийся захватить рынок и четко идущий к свей цели (об этом говорят и рейтинги, и проекты, и показатели доли рынка всех последний запущенных проектов).

Что же происходит на региональном рынке? Коллеги по цеху, которые почему-то решили, что они - всея региональной журналистики, совершенно не хотят самосовершенствоваться и настолько беспардонно гнут пальцы, что даже как-то неприятно бывает находиться в одном помещении.
Хотите пример? Пожалуйста! Однажды к нам в компанию на собеседование пришел известный в городе журналист и на вопросы нашего HR-специалиста начал задавать встречные, совершенно некорректные вопросы из серии: "Вы вообще откуда тут взялись? Что вы тут делаете? Я не хочу с вами собеседование. Я - это я, я хочу с директором разговаривать". Или еще пример: один человек, работающий в этой сфере, однажды скинул мне свою биографию, где черным по белому было написано -- "о телевидении знаю все и не устаю учить молодых и неопытных всем основам телевидения". Таких заявлений не позволяет себе ни один федеральный медиаменеджер. Ни разу не слышала, чтобы что-то подобное заявляла, например, Маргарита Симоньян или Константин Эрнст (опустим эмоциональные оценки). А вот этот человек, работающий в региональном СМИ, не только заявляет, что знает все, еще и просит, чтобы мы об этом заявили на весь город. Круто, да?

2. Нежелание работать.
Почему-то региональные журналисты (см. пункт №1) считают, что раз они пошли работать журналистами - значит они по определению талантливы и двери им везде открыты. Ах да. Еще они точно получат офигительные условия работы и жирную зарплату при отсутствии опыта. Ведь раз они выбрали эту профессию, значит они уже - ого-го!
Почитала тут на днях пост одной журналистки на региональном сайте и ужаснулась.

Так вот что я могу сказать по этому поводу со своим незамыленным взглядом. Абсурд! Ни один работодатель в коммерции никогда не выкладывает потенциальному сотруднику на собеседовании все карты. Более того, вопросы "почему вы хотите работать в нашей компании" и "что бы вы предложили изменить" - это шаблонные вопросы, которые задают в любой среднестатистической компании. Но почему-то девушка решила "идеями не делиться", "компанию не хвалить", при этом получить хорошую должность и солидную зарплату без весомых на то оснований. Так не бывает, извините. Вы пришли на собеседование, будьте добры докажите работодателю, что именно вы ему нужны. Так уж сложилось, что либо вас приглашают персонально, либо вы откликаетесь на вакансию, но в обоих случая - вы должны продать себя. А если считаете, что это не так, се ля ви. Но прежде, чем спорить, рекомендую почитать пособия по тому, как успешно пройти собеседование. Таких пособий много. Например, тут или тут, или тут. Ошибочно полагать, что данные правила не действуют для современной медиакомпании, у которой много амбиций.
Например, в нашей медиакомпании, как и во многих других как и медиакомпаниях, так и в коммерции, на все хорошие и престижные должности сначала рассматриваются внутренние кандидаты, потому что компания, как правило, заинтересована в росте своих сотрудников. Но всегда такие конкурсы проходят параллельно с внешним отбором. Хотите работать - работайте, начинайте с низов, учитесь и достигайте реального статуса, а не ультимативным образом требуйте. Я начинала свою карьеру с мытья полов в 14 лет в маленькой региональной компании из 7 штатных сотрудников. Потом в этой же компании я стала секретаршей. В 20 лет (еще в институте) я стала специалистом. В 25 - наемным менеджером. В 29 лет - наемным директором. И я никогда не ныла. Работала и росла. И буду расти дальше. Потому что хочу этого. Хочу работать. По закону жанра дальше должен быть свой бизнес.. Ну да поживем - увидим.

3. "Мое мнение как догма". Это еще один бич. Чем дальше от столицы, тем с этим сложнее. "Есть я, меня когда-то похвалили за то, что я делал/а, а значит -- я бог своего дела и круче меня только яйца".
Вот в коммерции меня всегда учили -- подвергать любое решение сомнению. А сработает ли, а эффективно ли, а нужно ли, а та ли аудитория, а настолько ли это хорошо, а можно ли сделать лучше? И когда любое предложение я пытаюсь прогнать по всем этим вопросам, я получаю волну негодования -- "как же так? я же бог? и ты ставишь мое мнение под сомнение?". Да, ставлю. И всегда буду ставить. Потому что сомнение - залог успеха. Сомнение - гарантия минимальных рисков. Сомнение = сделать еще лучше. Сомнение - проверка на прочность "а надо ли?" (а если нельзя аргументировать " а надо ли?" -- то и не надо).

Любое решение в любом бизнесе - это убытки. Что значит убытки? Убытки = зарплата + аренда + транспорт + доп.расходы + коммунальные расходы + связь + организационные расходы + первоначальные инвестиции. Это, как правило, колоссальная сумма. Так вот. Прежде, чем принимать какое-то решение в медиабизнесе, необходимо эти убытки умножить на 3 (а может и больше, в зависимости от рейтингов), поскольку медиабизнес - это бизнес, построенный на зрелищности. А зрелищность всегда требует затрат. А затраты = убытки. Очень простая логика.

Поэтому любые решения необходимо подвергать сомнению. Даже в медиабизнесе, даже если это суперидея для невероятных рейтингов от суперпрофессионала (в существование коих я вообще не верю). Будь ты хоть Биллом Гейтсем, хоть Джобсом, хоть Путиным, хоть режиссером, хоть журналистом. Всегда нужно задавать вопрос самому себе: а могу ли я сделать лучше? а правильно ли я все делаю? Настолько простой тест, который легко позволит моментально отсеять лишнее и усовершенствовать идею. Для этого только гордость и тщеславие необходимо запихнуть куда подальше, а думать о том, что ты - наемный сотрудник, работающий по правилам компании, которая дает тебе все условия (если не все, то претензии - работодателю) для качественной работы.

4. Амбиции превыше результата. Как ни странно, но все пункты так или иначе пересекаются с пунктом №1. Да. Я такого не встречала нигде. Я работала в разных сферах: девелопмент, ресторанный бизнес, торговля, IT, телеком (указала в хронологическом порядке). Но только в региональном медиабизнесе люди отказываются слушать и слышать из-за своих амбиций. Точнее, это присутствует безусловно везде, но в ТАКОЙ степени - только здесь. Мало кого интересует результат, без шуток. Ни того журналиста, который пришел устраиваться к нам на работу. Ни того спеца, который знает о телевидении все. Ни ту девочку, которая не соглашается на предлагаемые условия или которую никто не берет на работу (этот вопрос так и не ясен). Их не волнует результат: совершенствование профессии, ее эволюция, свой профессиональный рост. Они уже все решили. Они уже достигли апогея и верят в то, что пришла пора учить других. А любому работодателю (в том числе и медиабизнесу) нужны те, кто сможет работать в команде. Кто сможет достигать результата или иными словами - достигать цель и задачи, которые поставлены перед сотрудниками. Никогда не нужно забывать, что каждый из нас - это наемный сотрудник, которому предоставлены качественные условия труда (говорю за нас) и куча льгот, с помощью которых ты можешь качественно делать свою работу. Все должно быть в меру. Но никогда амбиции не должны стоять превыше результата.

5. Переоценка профессии журналиста. Что я имею под этими словами? Очень часто слышала такие фразы типа "хороший журналист на дороге не валяется", "хорошего журналиста нужно ценить и беречь", "хорошего журналиста днем с огнем не сыщешь". А давайте мы сделаем вот так. Подставим вместо слова "журналист" любую другую профессию -- маркетолог, юрист, врач, учитель, слесарь, водитель, официант. Да кого угодно!? Будет это выражение также актуально как и в случае с журналистом? Абсолютно да. Хорошие врачи на дороге не валяются, хорошего юриста днем с огнем не сыщешь, хорошего слесаря нужно ценить и беречь.
Так уж случилось, что когда-то человек решил выбрать профессию журналиста, ровно так же как я когда-то решила стать маркетологом, как мой знакомый - дизайнером, как незнакомый - полицейским. И когда все эти люди сделали свой выбор - они понимали, на что шли, что их ждет, какие условия труда в нашей стране, какие законы и т.д. И винить кого-то вокруг в своей профнепригодности или акцентировать внимание на своей исключительности - показывать свою непрофессиональность. К журналистам есть такие же требования, как и к любым другим профессиям и переоценивать их не нужно. Это норма. Стандарты.


Журналист обязан грамотно писать. Маркетолог обязан быть экономически грамотным. Слесарь обязан быть технически грамотным.

Журналист обязан оперативно реагировать на информационные потоки. Маркетолог обязан оперативно реагировать на конкурентные войны. Слесарь обязан оперативно реагировать на технические проблемы.

Журналист обязан обладать аналитическим складом ума, чтобы работать с информацией. Маркетолог обязан обладать аналитическим складом ума, чтобы работать с рынком. Слесарь также обязан обладать аналитическим складом ума, чтобы определить корень проблемы.

и так далее..
Это стандарты. А уж видение и творческий подход, свое авторское мнение и другие навыки - это приятные бонусы, которые также характерны и для всех профессий.

В общем вот столько много букв у меня получилось.

Соглашаться или нет - дело ваше. Я всего лишь сравнила медиабизнес и любой другой коммерческий бизнес по нескольким параметрам. Безусловно, это мой взгляд на вещи через призму моего опыта и видения. И кто-то может его не разделять. Подискутировать я только рада :)

Оригинал