Экономия ради спасения: как оптимизировать расходы компании?

Кризис ударил по финансовому благополучию практически всех компаний. Кто-то сумел переориентироваться, перевести работу в удаленных режим, удержать прежних клиентов и выйти на обороты прошлого периода. У кого-то вся бизнес-деятельность оказалось парализованной. Как бы там ни было, но и первым, и вторым приходится принимать решительные меры, способные сократить расходы предприятия и тем самым немного снизить давление. Лучшие способы экономии, способные поддержать бизнес на плаву, рассмотрим в этой статье.

Проведите аудит текущих расходов

На каждом предприятии или фирме есть место для пары-тройки строчек расходов, на которые из месяца в месяц не обращаешь внимания, и которые в конечном счете приводят к появлению серьезных проблем. Важно контролировать расход каждого рубля, чтобы потом не ломать голову над тем, как справиться с образовавшимся кассовым разрывом.

Если до наступления кризиса в вашей компании не было привычки вести финансовый учет, начинайте прямо сейчас. Не обязательно делать это в дорогих специализированных программах, для начала может хватить и простого Excel. Вносите в расходную часть все, на что уходят средства. Даже незначительные мелочи вроде расходов на канцелярию, оплату мобильной связи, проезд и оплата обедов должны быть отражены в расходах.

Задумайтесь о необходимости релокации и оборудования системы удаленной работы

Попробуйте нанимать новых сотрудников не в офис в столице, а на удаленную позицию из регионов. Благодаря сокращению размеров средней заработной платы удастся снизить общий расход компании. Для малого бизнеса может быть актуальным переезд из столицы и большого областного центра в область. Вполне возможно, что компании в конечном счете будет выгоднее организовать сотрудникам аренду жилья, чем платить огромные деньги за содержание офиса в центре Москвы.

В целом отказ от офиса и перевод персонала на удаленку - отличный путь к снижению расходов компании. В домашних условиях со своими обязанностями может справляться практически каждый офисный клерк. Достаточно обеспечить стафф необходимым инструментарием и подключить сервис удаленной работы.

Увеличьте заработную плату своего персонала

Пересмотрите расходы, связанные с оплатой услуг внешних подрядчиков. В кризисные времена эту статью затрат можно оптимизировать. Малый и средний бизнес в большинстве своем прибегает к заказу такого рода услуг:

  • тренингам и обучающим программам - чтобы не платить консалтинговым агентствам, привлеките к работе своих собственных специалистов, которым будет интересно за дополнительную плату обучать новых сотрудников;

  • обслуживанию локальных сетей, поддержке сайта и т.п. - сисадмин, работающий в вашем штате, вполне справится с выполнением этих задач;

  • SMM, копирайтинг, таргетинг - все это можно переложить на плечи маркетолога или PR-щика.

Смысл всех этих манипуляций вполне понятен: затраты на приобретение услуг у сторонних компаний всегда выше, чем если эту же работу будут выполнять собственные специалисты. Достаточно заручиться поддержкой команды и поощрить готовность взяться за дополнительные задачи рублем.

Заработайте на всем, на чем возможно

Используйте имеющиеся у вас ресурсы, чтобы получить дополнительный профит:

  • Если ваш бизнес работает преимущественно в вечерние часы, есть смысл найти другого предпринимателя, который разделит с вами расходы на аренду офиса пополам, и будет пользоваться рабочим пространством в первой половине дня;

  • Сдайте в субаренду складские помещения, которые в данное время пустуют и принадлежат вашей компании;

  • Продайте ненужные расходники. У каждой фирмы всегда есть проблема с неиспользуемыми расходными материалами. Вы можете продать новые картриджи для оргтехники, которые по какой-то причине оказались не нужны вашей компании и просто занимают место на складах. Сделать это можно тут - https://kupimtoner.com/product-category/hp/

Разумеется, в каждом отдельном случае речь будет идти о совершенно разных способах экономят. Однако есть один универсальный совет - как можно больше общайтесь со своими коллегами по бизнесу и интересуйтесь, как они справляются с кризисными процессами.

Проявите жесткость

Каждый незаработанный в кризис рубль - потерянная прибыль. Не пренебрегайте в этот период контролем контрагентов. Если кто-то из них задерживает оплаты - прекратите поставлять им товары или оказывать услуги.

С не меньшей серьезностью бизнесу нужно относиться и к внутренним бизнес-процессам. Сегодня как никогда остро стоит вопрос клиентоориентированности, отработки всех входящих заявок. Важно устранить всех имеющиеся «узкие горлышки», блокирующие поток заказов.

Приостановите набор персонала

Откажитесь на время шторма от открытия новых вакансий. Кризисные времена - период перепрофилирования бизнеса. Сегодня кафе и рестораны активно переориентируются на доставку, а торговые компании активно заводят свои интернет-магазины. И в том, и в другом случае обойтись без привлечения персонала не получится. Но вместо того, чтобы искать новых специалистов, предложите взять реализацию задач уже имеющимся в штате сотрудникам.

В нынешних реалиях те же официанты запросто смогут стать курьерами или помощниками повара, а менеджеры по продажам - комплектовщиками заказов. Люди не хотят терять работу, а потому с радостью пойдут на эксперименты.

Чего категорически не следует делать?

Бизнес оказался в действительно непростой ситуации. Некоторым предпринимателям приходится принимать крайне непростые и даже рискованные меры. Но как бы тяжело ни было, ни в коем случае нельзя опускаться до принуждения сотрудников писать заявления на увольнение по собственному желанию или переводить персонаж на договоры ГПХ.

Такие манипуляции наверняка привлекут внимание трудовой инспекции и создать серьезные проблемы. Сокращение стаффа без положенных по закону выплат или попытка отправить людей в неоплачиваемый отпуск - гарантия больших неприятностей.

Это же касается ценового демпинга. Прибегать к данному методу целесообразно лишь в том случае, когда компании оказываются на грани жизни и смерти и действительно могут обанкротиться. Распродавать остатки товаров по минимальной цене, чтобы поддержать ликвидность платежей - единственная ситуация, при которой оправдан демпинг.

Можно также снижать стоимость товаров-магнитов. В контексте стратегии стимуляции продаж сопутствующих высокомаржинальных продуктов это имеет место быть. Однако не стоит терять бдительность и осторожность. Опустив цены ниже уровня рентабельности, есть риск никогда не вернуть их в нормальное состояние.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться