«Открытие Авто»: подешевевший в феврале рубль возобновил процесс массового подорожания машин на вторичном рынке

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») на основе данных компании Haraba проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные машины с пробегом в течение февраля 2023 года

Открытие Открытие

Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Повышение курса рубля по отношению к основным валютам привело в феврале к тому, что большинство популярных автомобилей заметно подорожало. Сильнее других (+14%) росли в цене те машины, выпуск которых прекращен в России, а по каналам параллельного импорта поставок в тех же рыночных сегментах почти нет. Речь в первую очередь идет о Рено Дастер, Хендай Солярис и Крета.

Российский рынок автомобилей с пробегом традиционно реагирует на любые изменения в экономике страны оперативнее ритейла новых машин. Вот и в феврале достаточно было курсу рубля к основным валютам пойти вверх, как продавцы подержанной техники почти мгновенно отреагировали на это ростом «аппетитов» по прибыли сделок. Причем активнее всего росли в цене те машины, которые больше не выпускаются в России и их почти не поставляют по каналам параллельного импорта.

Так, сильнее других, на 14,3%, подорожал Рено Дастер. В феврале средний «прайс» на эту машину стала подбираться к 1,6 миллиона рублей. И уже превысил ту цену, за которую кроссовер продавался на вторичном рынке год назад, до начала массового введения санкций. В то время как в январе текущего года Дастер «трехлетку» в хорошем состоянии еще можно было найти дешевле 1,4 миллиона рублей.

Неприятным для любого покупателя подорожанием отметился и другой, в прежние времена самый популярный в России, кроссовер Хендай Крета (1,76 миллиона; +14%). За его «однофамильца» Хендай Солярис продавцы стали просить в среднем 1,39 миллиона (+14,1%). Оба корейца стоят теперь почти на 100 тысяч больше, чем год назад. Их соотечественники – Киа K5, Спортэйдж и Рио– прибавили за февраль в цене чуть скромнее (по 6-9%). Причем в этой «троице» только кроссовер пока можно приобрести чуть дешевле, чем за него просили в феврале 2022 года. Еще два популярных «корейца», попавших в наш топ-20 (Хендай Санта Фе и Туксон), в феврале также прибавили, но чуть меньше -  1% и 4,5% соответственно. 

Официальных поставок в Россию от импортера Митсубиси Аутлендер нет уже почти год. Примерно столько же этот автомобиль не выпускается на заводе в Калуге. При этом модель оказалась довольно популярной для завоза по параллельному импорту. Но чаще всего таким способом везут версии с мотором 2,4 литра, которые изначально дороже двухлитровых. В этом свете на рынке довольно весомо растет и средняя цена этой модели: по итогам февраля за машину в среднем просили 2,78 миллиона (+12% за месяц). Другие «японцы» (Тойота Камри, Прадо и ЛС300) прибавили за февраль в цене не столь заметено – от 1 до 6%. А Тойота РАВ-4 даже немного (-0,8%) подешевел.

В свою очередь Лада Нива Тревел и Фольцваген Тигуан отметились увеличением цены в районе 7%. По ним «аппетиты» продавцов уже превысили уровень февраля 2022 года. В случае с Нива Тревел цены будут расти до тех пор, пока не насытится этот сегмент рынка – семейных, конструктивно простых и самых доступных вседорожников. С Фольцваген Тигуан ситуация немного интереснее. У дилеров весь прошлый год был довольно щедрый запас этих машин, собранных в России. К весне текущего года этот запас практически истощился. А те модели компактных кроссоверов Фольцваген, что везут к нам из Китая сами дилеры и частные продавцы, не могут в полной мере заменить прежний Тигуан. Дешеветь эта модель едва ли будет.

И наконец, в число незначительно подорожавших в феврале популярных моделей вошли также Шкода Октавиа (+1,45%), Фольцваген Поло (+4,15%) и Мерседес-Бенс E (+4,41%). Ценник конкурента «штутгартца» из Баварии – БМВ 5 серии – колебался в пределах погрешности (-2,6%). Все эти модели довольно широко представлены на рынке, выбор по ним остается достаточно щедрым, а цены относительно стабильны и зависимы по большей части от внешних экономических факторов.

И только Лада Нива Леджент оказалась единственной моделью, которая на вторичном рынке февраля подешевела сколько-нибудь значительно – на 14%. Авторитейл в целом за последние полгода довольно щедро наполнился этой моделью благодаря активной работе конвейера в Тольятти.

Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто»:

Размеры вторичного рынка автомобилей в России остаются на порядок больше, чем объемы ритейла новых машин. Однако в силу снижения производства внутри России, сложностей с логистикой и финансовыми коридорами падает количество сделок и по машинам с пробегом. По разным оценкам, в текущем году это снижение может составить 9-10%. Естественно, что дефицит предложения будет способствовать дальнейшему росту цен. Причем среди относительно свежих «иномарок» возрастом до трех лет и ценой в 1,5-2 миллиона этот рост будет наиболее хорошо заметен. А вот в более дорогих (ближе к трем миллионам рублей и выше) сегментах, как мы и прогнозировали ранее, возможны корректировки цен в сторону уменьшения – за счет расширения поставок по параллельному импорту. Эти предположения останутся справедливы только в рамках относительно стабильного курса рубля и отсутствия изменений в таможенном и налоговом законодательствах.

Топ-20 популярных* автомобилей с пробегом по динамике изменения цен за февраль 2023 г

 

Марка и модель

фев. 22

янв. 23

фев. 23

фев. 23 / янв. 23

1

Рено Дастер

1 507 242

  1 375 190  

  1 571 274  

14,26%

2

Хендай Солярис

1 298 438

  1 214 570  

  1 386 370  

14,14%

3

Хендай Крета

1 652 150

  1 541 752  

  1 757 242  

13,98%

4

Митсубиси Аутлендер

2 383 424

  2 477 832  

  2 776 563  

12,06%

5

Киа K5

2 470 417

  2 322 222  

  2 540 995  

9,42%

6

Киа Спортэйдж

2 565 542

  2 368 106  

  2 540 401  

7,28%

7

Лада Нива Тревел

1 151 512

  1 103 800  

  1 182 556  

7,13%

8

Фольцваген Тигуан

2 815 525

  2 786 788  

  2 972 090  

6,65%

9

Киа Рио

1 409 766

  1 375 542  

  1 463 833  

6,42%

10

Тойота ЛС Прадо

5 793 054

  5 913 204  

  6 275 830  

6,13%

11

Хендай Санта Фе

3 623 798

  3 470 919  

  3 626 043  

4,47%

12

Мерседес-Бенс E

4 168 386

  3 985 123  

  4 160 695  

4,41%

13

Фольцваген Поло

1 298 353

  1 265 216  

  1 317 676  

4,15%

14

Тойота ЛС300

7 818 403

  7 549 545  

  7 854 393  

4,04%

15

Шкода Октавиа

1 826 306

  1 794 417  

  1 820 484  

1,45%

16

Тойота Камри 

2 981 338

  2 968 128  

  2 998 139  

1,01%

17

Хендай Туксон

2 838 299

  2 840 093  

  2 867 525  

0,97%

18

Тойота РАВ4

3 247 359

  3 265 490  

  3 239 873  

-0,78%

19

БМВ 5

4 554 506

  4 453 306  

  4 338 959  

-2,57%

20

Лада Нива Леджент

913 041

  1 006 769  

    865 031  

-14,08%

Источник данных: компания Haraba

* на рынке а/м до трех лет в Москве и Подмосковье



Haraba - хараба

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться