Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Повышение курса рубля по отношению к основным валютам привело в феврале к тому, что большинство популярных автомобилей заметно подорожало. Сильнее других (+14%) росли в цене те машины, выпуск которых прекращен в России, а по каналам параллельного импорта поставок в тех же рыночных сегментах почти нет. Речь в первую очередь идет о Рено Дастер, Хендай Солярис и Крета.
Российский рынок автомобилей с пробегом традиционно реагирует на любые изменения в экономике страны оперативнее ритейла новых машин. Вот и в феврале достаточно было курсу рубля к основным валютам пойти вверх, как продавцы подержанной техники почти мгновенно отреагировали на это ростом «аппетитов» по прибыли сделок. Причем активнее всего росли в цене те машины, которые больше не выпускаются в России и их почти не поставляют по каналам параллельного импорта.
Так, сильнее других, на 14,3%, подорожал Рено Дастер. В феврале средний «прайс» на эту машину стала подбираться к 1,6 миллиона рублей. И уже превысил ту цену, за которую кроссовер продавался на вторичном рынке год назад, до начала массового введения санкций. В то время как в январе текущего года Дастер «трехлетку» в хорошем состоянии еще можно было найти дешевле 1,4 миллиона рублей.
Неприятным для любого покупателя подорожанием отметился и другой, в прежние времена самый популярный в России, кроссовер Хендай Крета (1,76 миллиона; +14%). За его «однофамильца» Хендай Солярис продавцы стали просить в среднем 1,39 миллиона (+14,1%). Оба корейца стоят теперь почти на 100 тысяч больше, чем год назад. Их соотечественники – Киа K5, Спортэйдж и Рио– прибавили за февраль в цене чуть скромнее (по 6-9%). Причем в этой «троице» только кроссовер пока можно приобрести чуть дешевле, чем за него просили в феврале 2022 года. Еще два популярных «корейца», попавших в наш топ-20 (Хендай Санта Фе и Туксон), в феврале также прибавили, но чуть меньше - 1% и 4,5% соответственно.
Официальных поставок в Россию от импортера Митсубиси Аутлендер нет уже почти год. Примерно столько же этот автомобиль не выпускается на заводе в Калуге. При этом модель оказалась довольно популярной для завоза по параллельному импорту. Но чаще всего таким способом везут версии с мотором 2,4 литра, которые изначально дороже двухлитровых. В этом свете на рынке довольно весомо растет и средняя цена этой модели: по итогам февраля за машину в среднем просили 2,78 миллиона (+12% за месяц). Другие «японцы» (Тойота Камри, Прадо и ЛС300) прибавили за февраль в цене не столь заметено – от 1 до 6%. А Тойота РАВ-4 даже немного (-0,8%) подешевел.
В свою очередь Лада Нива Тревел и Фольцваген Тигуан отметились увеличением цены в районе 7%. По ним «аппетиты» продавцов уже превысили уровень февраля 2022 года. В случае с Нива Тревел цены будут расти до тех пор, пока не насытится этот сегмент рынка – семейных, конструктивно простых и самых доступных вседорожников. С Фольцваген Тигуан ситуация немного интереснее. У дилеров весь прошлый год был довольно щедрый запас этих машин, собранных в России. К весне текущего года этот запас практически истощился. А те модели компактных кроссоверов Фольцваген, что везут к нам из Китая сами дилеры и частные продавцы, не могут в полной мере заменить прежний Тигуан. Дешеветь эта модель едва ли будет.
И наконец, в число незначительно подорожавших в феврале популярных моделей вошли также Шкода Октавиа (+1,45%), Фольцваген Поло (+4,15%) и Мерседес-Бенс E (+4,41%). Ценник конкурента «штутгартца» из Баварии – БМВ 5 серии – колебался в пределах погрешности (-2,6%). Все эти модели довольно широко представлены на рынке, выбор по ним остается достаточно щедрым, а цены относительно стабильны и зависимы по большей части от внешних экономических факторов.
И только Лада Нива Леджент оказалась единственной моделью, которая на вторичном рынке февраля подешевела сколько-нибудь значительно – на 14%. Авторитейл в целом за последние полгода довольно щедро наполнился этой моделью благодаря активной работе конвейера в Тольятти.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто»:
Размеры вторичного рынка автомобилей в России остаются на порядок больше, чем объемы ритейла новых машин. Однако в силу снижения производства внутри России, сложностей с логистикой и финансовыми коридорами падает количество сделок и по машинам с пробегом. По разным оценкам, в текущем году это снижение может составить 9-10%. Естественно, что дефицит предложения будет способствовать дальнейшему росту цен. Причем среди относительно свежих «иномарок» возрастом до трех лет и ценой в 1,5-2 миллиона этот рост будет наиболее хорошо заметен. А вот в более дорогих (ближе к трем миллионам рублей и выше) сегментах, как мы и прогнозировали ранее, возможны корректировки цен в сторону уменьшения – за счет расширения поставок по параллельному импорту. Эти предположения останутся справедливы только в рамках относительно стабильного курса рубля и отсутствия изменений в таможенном и налоговом законодательствах.
Топ-20 популярных* автомобилей с пробегом по динамике изменения цен за февраль 2023 г
Марка и модель | фев. 22 | янв. 23 | фев. 23 | фев. 23 / янв. 23 | |
1 | Рено Дастер | 1 507 242 | 1 375 190 | 1 571 274 | 14,26% |
2 | Хендай Солярис | 1 298 438 | 1 214 570 | 1 386 370 | 14,14% |
3 | Хендай Крета | 1 652 150 | 1 541 752 | 1 757 242 | 13,98% |
4 | Митсубиси Аутлендер | 2 383 424 | 2 477 832 | 2 776 563 | 12,06% |
5 | Киа K5 | 2 470 417 | 2 322 222 | 2 540 995 | 9,42% |
6 | Киа Спортэйдж | 2 565 542 | 2 368 106 | 2 540 401 | 7,28% |
7 | Лада Нива Тревел | 1 151 512 | 1 103 800 | 1 182 556 | 7,13% |
8 | Фольцваген Тигуан | 2 815 525 | 2 786 788 | 2 972 090 | 6,65% |
9 | Киа Рио | 1 409 766 | 1 375 542 | 1 463 833 | 6,42% |
10 | Тойота ЛС Прадо | 5 793 054 | 5 913 204 | 6 275 830 | 6,13% |
11 | Хендай Санта Фе | 3 623 798 | 3 470 919 | 3 626 043 | 4,47% |
12 | Мерседес-Бенс E | 4 168 386 | 3 985 123 | 4 160 695 | 4,41% |
13 | Фольцваген Поло | 1 298 353 | 1 265 216 | 1 317 676 | 4,15% |
14 | Тойота ЛС300 | 7 818 403 | 7 549 545 | 7 854 393 | 4,04% |
15 | Шкода Октавиа | 1 826 306 | 1 794 417 | 1 820 484 | 1,45% |
16 | Тойота Камри | 2 981 338 | 2 968 128 | 2 998 139 | 1,01% |
17 | Хендай Туксон | 2 838 299 | 2 840 093 | 2 867 525 | 0,97% |
18 | Тойота РАВ4 | 3 247 359 | 3 265 490 | 3 239 873 | -0,78% |
19 | БМВ 5 | 4 554 506 | 4 453 306 | 4 338 959 | -2,57% |
20 | Лада Нива Леджент | 913 041 | 1 006 769 | 865 031 | -14,08% |
Источник данных: компания Haraba
* на рынке а/м до трех лет в Москве и Подмосковье