Спроса нет

Росстат ежемесячно проводит социологические обследования нескольких тысяч предприятий на предмет изучения того, что происходит с деловой активностью. Результаты последнего такого обследования лишний раз подтвердили, что никакого устойчивого экономического роста, о чем нам неустанно говорят власти, в стране нет.

По мнению руководителей предприятий, самым значимым фактором, ограничивающим рост производства в обрабатывающих отраслях промышленности, является сегодня недостаточный спрос на внутреннем рынке (более 50% опрошенных назвали его).

Далее идут: неопределенность экономической ситуации и высокий уровень налогообложения (более 40% опрошенных назвали их).

Отметим, что недостаточный спрос на внутреннем рынке стал популярным в плохом смысле этого слова только в последнее время. Кстати, такие факторы как недостаток финансовых средств и высокий процент коммерческого кредита даже не входят в тройку самых негативных факторов. Это к вопросу о том, на сколько критичной является сегодня та же необходимость снижения ключевой ставки Банком России.

То, что отмечается недостаточный спрос, — это очень плохо. У нас же рыночная экономика, да – кривая, да – косая, но всё-таки рыночная. В такой экономике именно спрос является определяющим фактором. Нет спроса – значит, никому твоя продукция не нужна. Ну, и зачем тогда инвестиции для расширения производства?

Кстати, об инвестициях. По мнению властей, это главное, что должно обеспечить экономический рывок. Именно поэтому сегодня они хотят заставить наши крупнейшие предприятия инвестировать в проекты, прежде всего, инфраструктурного характера. Причем государство готово и само участвовать в этих проектах и деньгами, и разного рода преференциями. Вопрос: а зачем инвестировать, расширяться, если спрос падает? – Вопрос очень простой и естественный. Но ответа нет.

Заметим к тому же, что негатив от других факторов будет только усиливаться: высокий уровень налогообложения – у нас повышается ставка НДС с 18% до 20%; неопределенность экономической ситуации – вскоре должны быть приняты новые санкции США против России и т.п.

А вообще меня эти результаты соцопросов бизнеса всегда озадачивали: бизнес говорит одно (что ему мешает), а власти принимают решения, которые или вне повестки дня бизнеса, или только усиливают негатив (как с теми же налогами). Спрашивается: зачем тогда проводить все эти соцопросы?

Рождался и такой вопрос: вот у нас периодически разрабатываются разного рода экономические программы, почему не учитывают результаты подобных социсследований?

Зачем вообще тогда их проводить, если результаты не учитываются? Зачем тратить деньги на все это? Впрочем, о чем это я…

Так что спроса нет, и сомнений в искренности ответов бизнеса тоже нет, а вот сомнения в профессионализме управленческих решений есть, и очень большие.

Оригинал

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. АО ВкусВилл. ИНН 7734443270. erid: 2SDnjesRQHf
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn