Живой щенок и мертвая Барби

Всем надоели сериалы про «ментов». Подобные разговоры ходят довольно давно, я сам их слышал не один раз. Негативный эмоциональный фон особенно усилился, когда стало известно, что я снимаю продолжение «Агента национальной безопасности». Людям, мол, больше не интересен русский супергерой, представляющий собой бледную копию голливудского Джеймса Бонда…

Что я могу сказать? За последние 10–15 лет на экранах действительно выходило большое количество подобных историй. Тем не менее, я уверен, этот жанр никогда не потеряет своей актуальности. Заглянем в историю. В советском кинематографе детектив правил балом. Пользовался большой популярностью, даже несмотря на совершенно ходульных персонажей.

Главными героями, как правило, становились представители правоохранительных органов, личности исключительно порядочные и положительные. Всё изменилось с распадом СССР — вслед за страной потерпели крушение прежние идеалы и ценности. Изменились реалии жизни и сами люди. Неудивительно, что естественной реакцией кинематографа стало низвержение стандартов и образцов советского кино — в частности, переосмысление героев, которые на тот момент уже настолько оторвались от реальности, что вызывали у зрителей лишь отторжение.

В 1990-е дошло до другой крайности (по закону маятника): милиционеры выпивали и гонялись за юбками, просыпались в полубессознательном состоянии, но публике это нравилось. Почему? Да потому, что зритель, отвыкший воспринимать экран как зеркало жизни, вдруг увидел там реальную жизнь!

У Михаила Зощенко есть замечательное выражение — «трамвайный человек». Так вот, новые герои были знакомы нам по очередям в винные отделы, по поездкам в переполненном автобусе или электричке. Они были живыми, узнаваемыми, поэтому зритель полюбил их со всеми минусами и плюсами. В ту пору сюжеты с участием таких персонажей обеспечивали просто сенсационный успех. Когда по телевизору показывали «Улицы разбитых фонарей», а потом «Агент национальной безопасности», провинциальные города замирали, жизнь в них останавливалась. В этих героях люди видели себя.

Те времена прошли. Маятник вновь качнулся, обожание сменилось ненавистью. Поверьте, ничего, кроме глухого раздражения, появление нашей съемочной группы не вызывало. Но я всё же вернулся к «Агенту», потому что четко вижу путь дальнейшего развития жанра. Сегодня нужно делать упор не на авантюрный сюжет или трагикомические перипетии. Психологизм — вот в чем новая ценность российского детектива.

А что до российского супергероя, называть его подделкой Джеймса Бонда весьма опрометчиво. В современных реалиях наши Лехи Николаевы представляются гораздо более многогранными и глубокими, чем «пластмассовый» агент 007. Да, наш герой ездит на разбитом «ведре», а тот — на штучном суперкаре. Но в отличие от голливудского кино с их Джеймсами Бондами, которые напрочь лишены какой бы то ни было психологии, нам есть что предложить по этой части. Тем и был силен советский кинематограф. Несмотря на свою идеологическую условность, он вырос на базе русской литературы и русского реалистического театра. Психология в нем была элементом первостепенным.

Мы всегда делали акцент на жизнеподобии, психологической глубине персонажа, на его неординарных, неожиданных реакциях, порой смешных, порой трогательных, порой жестоких. Может ли роскошная пластиковая кукла заменить дворового щенка? Щенок — живой, Барби — мертвая. Вот что я скажу тем, кто считает, будто наши герои не дотягивают до уровня голливудских.

Исходя из этого, я не только не предрекаю смерти сериалам про «ментов», а, напротив, надеюсь на возобновление бума их популярности. Появятся новые психологические детективы. И они будут очередным отражением нового времени. Зеркалом мироощущения человека, который методом проб и ошибок пытается найти в стремительно меняющейся жизни самого себя.

Оригинал

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23a1p3
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn