Альбина Холгова

Международный эксперт по протоколу и этикету.

Идеальный бизнес-ланч

91

Помните историю про Юрия Гагарина на приеме в Букингемском дворце? То ли он съел лимон, то ли воду, поданную для рук, выпил. Не подумайте плохого. Тот визит, как и бывает с чем-то произошедшим давно, оброс легендами и гипотезами. Специалисты по этикету теперь соревнуются, в чьей версии больше правды. Вот один гордо заявляет: об этом случае ему рассказал журналист, прогуливающийся в тот день по Лондону. Прогуливающийся, да. Другой парирует: с ним откровенничал чуть ли не сам Юрий Алексеевич. А вот в Музее космонавтики утверждают: никаких лимонов Гагарин при Ее Величестве не ел и воду для рук не пил. Право слово, господа, такой харизматичный мужчина, такая улыбка, секс-символ Советского Союза — и воду для рук. Вы чего?

Нет. Архивные документы говорят: дело было так. Гость из СССР посмотрел на большое количество столовых приборов перед ним, сначала растерялся, потом нашелся и честно сказал: не знаю, как ими пользоваться. А что же королева? Она, как и подобает лицам благородных кровей, ситуацию спасла: я и сама за столько лет не научилась разбираться, какая вилка для чего, слуги в руку нужный прибор кладут. В такой вот доброжелательной атмосфере и прошел тот ланч и, говорят, оставил приятные воспоминания друг о друге и у него, и у нее.

Вот бы и у нас всегда так, да? Допустили оплошность — и ничего. К сожалению, а быть может, и к счастью, так бывает не всегда. Чтобы ошибки легко сходили с рук, нужно быть ну очень значимым для визави человеком. А если всё наоборот? Что если нас за обедом собеседуют на новое место работы, а? Или за столом напротив какой-нибудь архонт, партнер, о контракте с которым мечтают все наши конкуренты? Вероятность того, что в такой ситуации нас будут оценивать критично, высока. Так зачем упрямиться? Манкировать этикет рискованно. Ведь это инструмент, который помогает сформировать выгодный имидж, произвести нужное нам, а не кому-то впечатление.

Итак, если мы приглашающая сторона — козыри в руках, встречу назначаем в ресторане, до которого всем участникам будет удобно добраться. Заранее убеждаемся, что в заведении нет раздражающих факторов. Каких? Громкой музыки, неприятных запахов, изношенной мебели или недовольных официантов. К примеру, устраивать бизнес-встречу в одном пафосном и излюбленном иностранцами заведении, что рядом с Большим театром, — идея так себе. Книга жалоб там через страницу исписана отзывами в духе: «Почему персонал смотрит на нас как на ничто?» Кому понравится такое отношение? Никому. Следовательно, оно отразится на душевном состоянии каждого из присутствующих на ланче и прощай доброжелательный настрой. Опытные переговорщики уверяют: шансы достичь соглашения в атмосфере напряжения могут устремиться вниз.

Хорошо, с местом вопрос решен. Вы встречаете визави у входа в ресторан или у гардероба. Сначала рукопожатие. Помните: его инициирует вышестоящий. В деловой среде всегда и везде. Важный клиент в иерархии бизнеса важнее исполнителя. Следовательно, ему и руку вам предлагать.

Как идти к столу, зависит от того, есть метрдотель или нет. Есть? Тогда сначала идет он, потом клиент, вы замыкаете. Нет? Вы прокладываете путь.

Пришли раньше? Закажите воду и ждите. Расположиться у стены на диванчике или оставить самое удобное место тому, от кого вы в данной ситуации зависите, однозначно сложно сказать. Еще лет пять назад считалось, что гостя сажают спиной ко входу. Сейчас всё больше специалистов говорят: его место то, с которого виден весь зал.

Сели. Делаем заказ. Право первым озвучить официанту выбранные блюда этикет предоставляет тому, кого пригласили. Если это вы и вы сомневаетесь, не разорит ли до зарплаты вашего собеседника выбранная вами черная треска, поступите так. Задайте вопрос: «Вы часто здесь бываете? Можете что-то порекомендовать?» И получаете ответ: «О, тут великолепный (ну, допустим) тунец и утка со шпинатом и апельсиновым соусом». Благодарите, смотрите, сколько это стоит, и берете что-то близкое к этим блюдам по цене.

Теперь салфетка. Взяли и сразу опустили ее под стол. На уровне груди не разворачиваем. Складываем на коленях прямоугольником, раздвоенными концами к себе. Об нее будем вытирать кончики пальцев при необходимости и промакивать ею губы каждый раз перед тем, как сделать глоток воды или вина. Бумажные не трогаем. Они выполняют роль скорой помощи, когда кто-то что-то разлил.

Приятного аппетита — это уж стало трюизмом — не желаем. Однако, если вы в свой адрес эту фразу услышали, умничать не стоит. Хорошие манеры рекомендуют ответить взаимностью.

Мобильному телефону на столе не место. Он в сумке и не жужжит.

Официантов подзываем взглядом. Да, знаю, не всегда работает. И тем не менее… Кричать: «Эй, человек!» или «Гарсон!» — его величество этикет нам запрещает.

Начинать говорить о делах в идеале, когда принесли чай/кофе.

Оплачивает счет приглашающая сторона. Чаевые — святой долг, если со стороны обслуживающего персонала не было равнодушия или хамства.

И самый каверзный в этой теме вопрос: «Можно ли пользоваться на бизнес-ланче зубочистками?» Я на него всегда отвечаю так. Помните известный голливудский фильм «Как отделаться от парня за 10 дней?»? Так вот, избавиться от потенциального работодателя или важного партнера можно всего за пару часов. Как? Да просто поковырять, простите, в зубах. Прикрываться рукой или нет, не имеет никакого значения. Лучший способ вызвать отвращение едва ли найти.

Оригинал

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ