Константин Ордов

Экономист, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова

Дивный новый автомир

90

Смешанные чувства у обывателя вызывает новость о возможном появлении на дорогах наших городов автомобилей с автопилотом. Профессиональные водители, которых в России насчитывается не менее 5 млн человек, содрогнулись от понимания столь скорой их замены искусственным интеллектом. Поклонники фильма «Терминатор» ужаснулись перспективе противостояния пешеходов и бездушных «железных машин». Все остальные вздохнули с облегчением, поскольку Россия не оказалась на задворках технического прогресса. Но прорывная технология способна не только дать ощутимый экономической эффект, но и породить новые социальные вызовы.

Прежде всего необходимо помнить, что только за январь–сентябрь 2018 года в дорожно-транспортных происшествиях ранено 153 тыс. человек и погибло почти 13 тыс. Что явно свидетельствует о необходимости снижения этой цифры в разы, тем более если автопилоты не злоупотребляют алкоголем и готовы к любым дорожным покрытиям.

Предложенное правительством ограничение для компаний, внедряющих автомобили с автопилотом, по размеру уставного капитала в 100 млн рублей не представляется чрезмерным. Разработка, апробация и создание готового автомобиля обойдется гораздо дороже. А вот желание снизить степень финансовой ответственности необходимо ограничивать — наоборот, вполне логично увеличить требование вплоть до 1 млрд рублей.

Страховка на один автомобиль в сумме 10 млн рублей, предложенная проектом постановления правительства, явно выше текущих требований ОСАГО. Пока нет достоверной статистики, невозможно говорить о достаточности либо чрезмерности требований. Но опыт иностранных компаний (например, Tesla или Google) свидетельствует о значительном снижении аварийности. Поэтому и в условиях отсутствия массовости беспилотных автомобилей сумма страховки более чем достаточна.

Порой среди дилетантов возникает дискуссия о надежности технологии — нет ли необходимости регулировать технологические аспекты по типу техосмотра? К сожалению, компетенций госорганов явно недостаточно для осуществления контроля и технического надзора, поэтому никаких иных эффективных инструментов формирования ответственности у компаний, разрабатывающих беспилотные автомобили, кроме финансовых, не имеется. Это не значит, что человеческая жизнь и здоровье должны быть девальвированы, но уже сегодня речь идет о шансе кардинально снизить текущие показатели аварийности с использованием беспилотных автомобилей.

Однако технологический прогресс не имеет моральных ограничений и социальных обязательств. Поэтому необходимо разрабатывать меры плавной адаптации беспилотных автомобилей к нашим реалиям.

Жесткие требования к компаниям-пионерам явно недостаточны. Необходимо продумать некие аналоги социальных налогов. Деньги, сэкономленные на зарплатах водителей и выплатах в соцфонды, стоит разделить между выгодоприобретателями и профессиональными шоферами, чтобы обеспечить переподготовку последних. Эти затраты не столь существенны, чтобы снизить привлекательность инвестиций в супермасштабируемую технологию беспилотных автомобилей, но и не должны стать бременем для российских налогоплательщиков.

К счастью, прогресс не остановить, но в наших силах поставить его на службу российскому обществу.

Оригинал

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ