Сергей Хестанов

Экономист, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС.

Налоговые весы

88

Президент на совещании с правительством поручил премьер-министру провести анализ ситуации с налогами: по информации профсоюзов, растет фискальная и квазифискальная нагрузка на население. Мало что вызывает так много дебатов в обществе, как тема сборов и платежей в пользу государства. И по предмету налогообложения, и по его величине всегда ведутся яростные дискуссии. 

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые — взимаются с дохода (НДФЛ, налог на прибыль предприятия) или имущества (транспортный, налог на недвижимость). Косвенные налоги — это надбавки к цене или тарифу (НДС, акциз). В мировой экономической истории роль и место прямых и косвенных сборов неоднократно менялись. На чашах налоговых весов перевешивало то одно, то другое. Менялось государственное устройство, а вслед за ним и система сборов. Так, в Древней Греции свободные граждане не платили прямых налогов. Однако разного рода пошлины были весьма распространены. Они включались в цену всех товаров, и, таким образом, свободные граждане хоть и косвенно, но все же прекрасно пополняли казну. Почему-то именно такие сборы воспринимались терпимее.

Интересно, что практически до ХIХ века не существовало налога на заработную плату и подоходного налога. Доминировал акциз (в разных формах). Тогда весьма негативно оценивал непрямые сборы Карл Маркс: «Косвенные налоги скрывают от каждого отдельного лица сумму, которую оно платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто и не вводит в заблуждение даже самого темного человека». А еще Маркс говорил, что прямые налоги побуждают каждого контролировать правительство, тогда как косвенные подавляют всякое стремление к самоуправлению. 

В российских условиях прямые и косвенные налоги вносят сопоставимый вклад в федеральный бюджет: около трети — НДС (косвенный налог), еще примерно треть — налоги на добычу полезных ископаемых и последняя треть — все прочие доходы бюджета.

Российское налогообложение по отношению к гражданам (в сравнении с развитыми странами) смотрится двояко: с одной стороны, ставки налогов явно меньше (нормальный НДФЛ в Европе — 40–55%, в сравнении с 13% в России); с другой  — во многих странах ЕС есть значительный необлагаемый минимум. Так, в Германии граждане с доходом до 7500 евро в год освобождены от сборов на заработную плату. 

При этом в России до сих пор есть категория работников, которые не платят никаких налогов вообще. Речь о самозанятых — по некоторым данным, они занимают до 40% от всего трудоспособного населения. Такое положение дел не устраивает правительство, Госдума уже приняла во втором чтении пакет законопроектов по налогообложению таких работников. Предполагается, что для них налог с доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав физлицам составит 4%, а ИП и юрлицам — 6%. При этом те, кто на него перешел, освобождаются от НДФЛ в размере 13%.

Налоговая система — механизм достаточно консервативный, и безболезненно провести в нем большие изменения сложно. Более того, это даже опасно, ибо в случае недобора налоговых поступлений государство может столкнуться с недостатком средств для выполнения своих обязательств (самые чувствительные — пенсии, пособия и зарплаты бюджетников). Поэтому без особой необходимости налоговую систему стараются не трогать.

Трудно заранее сказать, насколько эффективной окажется предложенная правительством мера по введения налога для самозанятых. В России исторически уровень налоговой дисциплины невелик. Тем не менее процесс выведения из тени работающих на себя запущен, и вряд ли он будет обращен вспять. За последние 10 лет государство добилось значительного роста налоговой дисциплины у предприятий, пришло время заняться и гражданами.

При этом рост налоговой дисциплины со временем позволит снизить ставки налогов: сейчас законопослушные граждане платят и за себя, и за «того парня». Это явно несправедливо и должно быть исправлено. И, похоже, процесс уже пошел... Как говорил Адам Смит, «налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы».

А спор о том, нужно снижать или увеличивать сборы — вечный, он носит философский характер. Выше налоги — выше доходы бюджета, а значит у государства больше возможностей помочь наименее защищенным категориям граждан. Но, с другой стороны, высокая налоговая нагрузка тормозит инициативу граждан, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. В настоящее время, когда темпы экономического роста невелики, пришло время поощрить граждан к большей экономической активности. А это значит, что налоговую нагрузку пора снижать. Как и каким образом это будет сделано — правительство решит уже в ближайшее время.

Оригинал

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ