Павел Великанов

Настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Московская область), протоиерей

Рождение для вечной жизни

150

Какие аналогии возникают у человека при слове «крещение»? Церковь? Крестик? Ледяная прорубь? Младенец в крещальной купели, трижды погружаемый в воду при таинстве крещения? В нашем сознании — и тому есть подтверждение в этимологии праславянского слова «крещати» — есть явная отсылка к образу Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Но ведь это исключительно наша, славянская, история. В древних языках — еврейском, греческом, латинском — «крестить» — значит погружать в воду, омывать.

Вода — это жизнь. Это особенно хорошо знают жители жарких стран, где в течение летних сухих месяцев почти не бывает дождей, и поэтому всякий источник или колодец — настоящее сокровище. Однако та же вода может затопить, унести в мрачную долину смерти.

Эта глубокая символика воды — как всепоглощающей и в то же самое время животворящей — лежит в основании одного из древнейших ритуальных действий — омовении. С точки зрения древнего человека вода как стихия была носительницей исключительных духовных характеристик. Она не только смывает грязь, но и является некой «праматерией», рождающей из себя жизнь.

И когда на берег Иордана приходит Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна Пророка и Предтечи, в этом поступке нет ничего необычного, кроме одного: Иисусу, в отличие от остальных, не надо было смывать «греховную грязь души» — Он был непорочен! Зачем же тогда Он входит в воды Иордана?

Вот как об этом рассказывает евангелист Лука: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Почему так важно было это свидетельство Самого Бога, которое услышали окружающие?

Время земной жизни Христа — это период тяжелого не только политического, но и духовного кризиса еврейского народа. Все ждут Избавителя, Мессию, но далеко не у всех хватает веры и надежды, что это когда-нибудь произойдет. Как свидетельствуют современники, многие тогда думали, что Дух Божий ушел, исчез, и убедительность его присутствия уже стала достоянием истории и до конца времен не повторится.

И то, что происходит во время крещения Иисуса, знаменует собой начало новой эры — эры явного действия Божественной силы. Разверзающиеся небеса — это особый миг бытия, когда в видимом, материальном мире проявляется другое измерение — сверхчувственное, духовное. Как если бы кто-то сидел у себя дома, поднял глаза и увидел, что вместо потолка — голубое небо!

Свидетельство Иоанна Предтечи о том, что Иисус — Мессия, Который берет на Себя грех мира, имеет особый вес. Масштаб личности Предтечи был настолько велик, что к нему шли толпы народа со всей Палестины, чтобы креститься в воде и каяться в своих грехах. Народ шел не к священникам, не приносить жертвы — он шел в пустыню, к нищему харизматичному проповеднику. Но Иоанн решительно отказывался признавать себя Мессией.

И когда этот неординарный человек вдруг выделяет из всех Иисуса и говорит о Нем как о долгожданном Мессии — такое свидетельство не могло пройти незамеченным. Авторитет Иоанна непререкаем: он сам живое свидетельство честности и правды Божией. Он дважды заверяет, что не знал ранее Иисуса, но Сам Бог указал ему на Него как на Мессию — и это более чем весомая рекомендация.

Пока еще Спаситель не произнес ни одного поучения. Впереди будет и призвание апостолов, и Нагорная проповедь, и три с половиной года общения с учениками, и предательство, и крестная казнь, и славное Воскресение. Но пока весь народ буквально замер, затаил дыхание от внезапно наступившего момента истины: вот Он, Мессия — ведь это сказал сам Иоанн Пророк!

Бог приходит тогда, когда Его меньше всего ждут. Он приходит не в громах и молниях, не в явных чудесах и сверхъестественных событиях. Его явление — это прежде всего явление Правды Божией, тихой, но непреодолимой. Правды, перед которой становится стыдно до слез. Правды, которая любит тебя — и обличает. Той самой Правды, за которой нужно еще решиться пойти.

Не все пойдут. Не все поймут. Не все поверят. Кто-то пойдет — и разочаруется. Кто-то просто устанет. Кто-то возмутится максимализмом проповеди. Останутся лишь немногие. Но в этой, казалось бы, провальной миссии Бог победит и грех, и дьявола, и смерть. И этот малый остаток верных Ему учеников станет той самой закваской, которая целиком переквасит всю европейскую цивилизацию, изменит лицо земли, вдохнет новую жизнь в умирающую античность.

В беседе с Никодимом, одним из учителей еврейского народа, Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6).

Именно в таинстве крещения человек становится христианином. Крещение погружением — это весьма реальное погружение со Христом в Его смерть, а также и сошествие во ад и исход оттуда.

Так рождается христианин для жизни вечной — будущей жизни, свободной от греховного бремени предков и очищенной от личной скверны. Просветившись Божественным светом, крещаемый таинственно присоединяется к Церкви — душам, которые вместе со Христом вышли из ада к жизни вечной. Поэтому крещенный облекается в белые одежды, которые символизируют чистоту и незапятнанность его души после совершенного Таинства.

Духовное рождение в Таинстве Крещения открывает для человека двери к другим Таинствам Церкви, которыми он укрепляется для доброй жизни. Будучи просвещен Духом в кресельной купели, христианин начинает одерживать победу над гневом, похотью, завистью и иными страстями. «Истребить в собственной плоти нечистое вожделение, — говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин, — это есть большее чудо, нежели изгнать злых духов из чужих тел».

В день, когда церковь празднует Крещение Господне, каждый христианин призван задуматься: насколько именно во мне посеянное однажды в Таинстве Крещения благодатное семя новой жизни дало свои свежие и живительные ростки? Или оно так и осталось лежать непроросшим под тяжелым пластом нераскаянной жизни?

Оригинал

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ