Евгения Ревуцкая

Фрилансер, преподаватель итальянского языка

Могу ли я? Или мне не подвластно?

206

Я много раз задумывалась о тех, кто уже владеет многими языками и с легкостью берутся за следующий. Как они это делают?

Слышали о таких понятиях: способности к языкам, пению, танцам? Честно говоря, я у себя таких нахожу не много: для пения, как мне кажется, мне не хватает голоса, для танцев координации.

А из чего состоят способности к языкам и чем это обусловлено?

Для начала рассмотрим весь список способностей, которыми мы теоретически можем обладать. Гарднер, психолог из Гарварда, их выделил и определил 7 (в других трудах их число возрастает до 9). Все они присутствуют в каждом из нас, но в разных комбинациях и какие-то выражены сильнее или меньше, что зависит как от типа личности самого человека, так и от условий его обучения и общей культуры.

Простой пример: редкий учитель средней школы развивает самостоятельные способности ученика - неудобство очевидно: задаёт разные вопросы, мешает вещать стандартную программу. Поэтому, что-то о себе мы можем до конца и не знать, а иногда уверены, что без учителя/носителя/продвинутого метода нам в своих попытках не обойтись.

Вот нам сейчас как раз и нужно подобраться к тому, что называется индивидуальному набору способностей и стилю понимания, если хотите познания, новой материи.

Начнём со способностей

В первую очередь тех, что определяют успех в изучении иностранного языка. Сразу же ищите в себе и загибайте пальцы - чем их обнаружим в себе больше, тем лучше для результата. Я, кстати, тоже делаю это упражнение вместе с вами.

  1. Собственно языковая (l’intelligenza linguistica): способность улавливать оттенки значений новых слов на основе логики и грамматики, способность использовать язык для того, чтобы выразить себя, свои мысли и чувства и чтобы понимать других людей, как это делают адвокаты, писатели, ораторы, переводчики. Назовём это «языковой чувствительностью». Себя лично за эту способность я называю «лингвистическим маньяком» и развиваю ее всеми доступными средствами.
  2. Логико-математическая способность (l’intelligenza logico-matematica). Без неё не построить каузальные (причинно-следственные) связи между грамматическим правилом и его использованием на практике. Очень помогает доходить до значений слов по контексту, ‘выкручиваться’ каким-то доступным способом, использовать допустимые ‘приближения’. И в тоже время, не терпит отсутствия логики в любом проявлении. Теперь сами предположите, как человек с развитой логико-математической способностью относится к исключениям из правил. Примерно как я к чешскому языку с его бесполезными для общего овладения языком ‘čarkami’. ‘Háček’ хотя бы меняет один звук на другой - в этом есть своя логика. Слабая, на мой взгляд (потому что часто сути не меняет, скорее украшает), но есть.
  3. Способность ориентироваться в пространстве (l’intelligenza spaziale) - способность умственно воспроизвести или изменить расположение предметов в пространстве. Чем помогает в изучении языков? В первую очередь запоминать новую лексику в привязке к окружающей обстановке - помните иллюстрированные словарики на темы аэропорт, ванная комната, магазин и пр. Теперь понимаю, как мне помогает мой первый разряд по спортивному ориентированию!
  4. Музыкальные способности (l’intelligenza musicale) - помогает запоминать слова и даже фразы в ритме музыки. Ваше все песни и сказки. Слушайте и запоминайте. У меня вопрос к знатокам: если у меня нет голоса, а музыку я узнаю по первым аккордам - это говорит о наличии музыкальных способностей?
  5. Межличностные или внутриличностные способности (le intelligenze intra- ed interpersonali). В первую очередь способность к самоанализу, возможность правильно оценивать свои сильные и слабые стороны, отвергая беспочвенные и необоснованные поверхностные суждения. Это способность с легкостью входить в положение другого человека (sapersi mettere facilmente nei panni altrui), способность помочь понять себя же тому, кто слушает, способность объединиться с другими для создания нового.

Есть и другие способности, но успех в изучении иностранного языка от них мало зависит. Просто, чтобы удовлетворить вообще любопытство: телесные (corporea), натуралистические (naturalistica) и способности к философии, пониманию проблем бытия (esistenziale). Эти способности лучше помогают в овладении общими науками, чем языком.

Как продвигается ваша самодиагностика? Результаты удовлетворительные или неожиданно прекрасные? Я все больше укрепляюсь в мысли, что способна, но при условии... Вот сейчас и узнаем.

Вторая составляющая успешного изучения иностранных языков

Переходим ко второй составляющей - стилю познания/усвоения нового материала. Чем точнее определите свой ведущий стиль, тем понятнее станет какой метод обучения выбрать.

  1. Аналитический стиль - требует системного рассудительного или же интуитивного подхода (как будто мы уже знаем это, осталось только вспомнить) к пониманию.
  2. Автоматический/ассоциативный: первый, опираясь на теорию, строит новое; второй учится на своих ошибках, трудно усваивает правила без примеров.
  3. Терпимость или нетерпимость двусмысленностей (in/tolleranza per l’ambiguità): первое отлично сочетается с логико-математическими способностями, позволяет легко воспринимать общую информацию, небрежно относится к особенным деталям. В общем, усваивает с легкостью все рационально объясняемое. В противном случае чувствует себя некомфортно и эффективность снижается.
  4. Зависимость/независимость от области знаний. Например, первый человек с трудом выделит из списка слов, где перемешаны понятия из разных сфер, слова женского рода и с легкостью справится с заданием поиска по признаку в однородном списке животных или предметов обихода. Ему подойдёт тематический курс. Второй, как вы понимаете, не зависит от темы. Его не собьют специально ‘запущенные’ в задание ложные понятия.
  5. Трудность/легкость предвидеть содержание на основе контекста: легко (с помощью интуиции)/трудно работает с построением фраз, текстов, диалогов из разрозненных кусочков; запоминает слова в контексте. (О, это мой стиль: убрать лишнее и добавить недостающее, чтобы создать новое - весьма помогало писать бюрократические письма и инструкции во времена работы на корпоративный строй).
  6. Склонность/трудность замечать собственные ошибки. Очень связано с типом личности - где именно мы находимся по шкалам оптимизм/пессимизм и высокомерие/скромность. То есть я или анализирую свои ошибки и ищу новую стратегию, или склонен их не замечать в силу невозможности ‘упасть в грязь лицом’ даже перед собой. Как вы думаете, этот стиль помогает или мешает продвигаться вперёд и избавляться от неправильно усвоенных форм?
  7. Самостоятельность/зависимость в процессе обучения. Например, я с легкостью могу часами заниматься самостоятельно тем, что логично, живо и мне нравится, выделяя связи и закономерности, то есть итальянским языком. А также собирать/отвергать аргументы в защиту/опровержение новой гипотезы или доказывать математическую теорему. И есть ситуация обратная, когда только тренер со скакалкой в руках заставит меня перепрыгнуть планку, в прямом смысле этого слова - в спортивном зале. Да, ещё физика: даже не пытайтесь мне объяснить почему не падает самолёт и не тонет корабль - я приведу вас в бешенство невосприятием очевидного и вы громко закричите: «Как ты, такая умная, можешь не понимать таких простых вещей??!» Могу)) Если предмет мне не нравится.

Теперь, когда уже определили свой стиль и свои способности, вы легко найдёте подходящий именно вам метод или технику?

www.facebook.com/evarichtar

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ