И возраст ему – не помеха. Врачи на медкомиссии удивляются здоровью труженика. Сам он улыбается: секретов, говорит, никаких нет, просто ни капли алкоголь и побольше спорта. О своих трудовых буднях Яхия Карамович рассказал корреспонденту Первоисточнику во время обеденного перерыва.
Когда вы пришли в эту профессию?
Не сразу. Сел за руль автобуса в 1997 году, когда переехал в Киров. Сам я родом из Татарстана, вырос на Байкале, а службу проходил в Таджикистане и Афганистане. Потом был вынужден уехать из тех мест – начались военные действия. Выбор пал на Киров, потому что сноха отсюда. Со временем купил здесь дом, стали обустраивать жизнь. Так получилось, что профессия затянула. Теперь и мой сын работает на маршруте, и внук тоже. Так что можно сказать – у нас уже целая династия водителей.
С какими трудностями сталкиваетесь на работе?
На мой взгляд, самые трудные маршруты в городе – это №1 и №23. Особенно в период час-пиков. «Молодчики» часто пытаются подрезать, а я же с пассажирами. Приходится резко тормозить, иногда и травмы случаются у людей. Тогда вызываю «скорую», ГИБДД. А иногда пассажиры попадаются конфликтные, но тут уж больше достаётся нашим кондукторам, им приходится находить общий язык с разными людьми. Вообще многие считают, что водитель общественного транспорта – механическая работа – едешь, рулишь и слушаешь радио. Но на самом деле это совсем не так. Надо всегда быть начеку, всё держать под контролем. И тут уж совсем не до радио.
На ваш взгляд, как обстоят дела в Кирове с общественным транспортом?
Могу сказать – это работа не из лёгких. С точки зрения водителя автобуса я считаю, что в Кирове нужно сделать отдельную полосу для общественного транспорта. На некоторых улицах это вполне возможно реализовать. Например, на улицах Ленина и Воровского.
Случались у вас какие-нибудь курьёзные случаи?
Конечно. Как-то мне в автобусе прострелили заднее стекло. А один раз трактор ковшом продрал боковой борт. Хорошо, что в этих обоих случаях никто из пассажиров не пострадал.
При всех этих сложностях у вас никогда не появлялись мысли поменять работу?
Я люблю эту работу. Считаю, что водитель общественного транспорта – это работа по призванию. На нашем предприятии к людям отношение очень хорошее. Вот у нас на конечной остановке даже есть комната, где можно покушать, чай попить. А где ещё такое найдёшь? И к начальству всегда можно без проблем подойти и поговорить. Коллектив дружный, сплочённый. По-другому тут нельзя.
На заслуженный отдых вы пока не собираетесь? Может воспитываете уже на замену новое поколение водителей?
Я не собираюсь пока на пенсию. На работе я отдыхаю. А молодых водителей воспитываем, но многие из них на кировских дорогах только учатся работать, а потом уезжают в большие города – в Москву и Санкт-Петербург.
Но вам могут многие позавидовать, несмотря на свой возраст, вы находитесь в хорошей физической форме. Может есть какой-то секрет?
Нет никаких секретов. Это Бог мне здоровье даёт. Раньше я спортсменом был, алкоголь не признаю. Может, поэтому и удалось здоровье сохранить. А вообще мне поддержка семьи очень помогает. Да и работать сейчас намного проще стало, чем раньше. Не работа, а одно удовольствие. Сейчас ведь автобусы наши на автоматической коробке передач, это вот раньше постоянно приходилось рычаг дёргать. Я как-то раз подсчитал – за день 1700 раз переключил передачу.
Чем занимаетесь в свободное от работы время? Может на рыбалку или охоту ходите?
Нет, такой отдых я не люблю. Мужики любят водку пить на охоте и рыбалке. А я такое не приемлю. Выходные я провожу на участке, занимаюсь огородом. Это мне тоже удовольствие доставляет.
Какой совет дадите молодым водителям?
Я дам совет не только водителям, а в общем молодому поколению. Главное – оставаться людьми, и по-человечески относиться к окружающим. А ещё важно любить свою работу, тогда и она будет любить тебя.
Беседовала Анастасия Сверчкова