«Двигайтесь к звёздам!» Космонавт из Кирово-Чепецка – о новом векторе своей карьеры и будущих покорителях космоса

Интервью с космонавтом-испытателем Олегом Блиновым.

Накануне Дня авиации и космонавтики, который отмечается 12 апреля, корреспондент областного издания «Источник твоего города» пообщался с 39-летним уроженцем Кирово-Чепецкого района, космонавтом-испытателем Олегом Блиновым. Наш земляк рассказал о нынешней деятельности и о том, почему всё больше ребят хотят стать покорителями космоса.

– Олег, из кировчан вы, наверное, ближе всех к звёздам. Космос пока всё ещё остаётся мечтой?

– На данный момент ситуация немного поменялась. Я принял решение, что буду преподавать, нежели находиться в отряде. Но деятельность, связанную с космонавтикой, я продолжаю. Сейчас участвую в разработках, в большей степени скафандров. Занимаюсь с детьми проектной деятельностью, популяризацией профессии. И, конечно, основная работа – подготовка космонавтов к выходу в открытый космос. Но как я был космонавтом-испытателем, так и продолжаю им оставаться. Будем надеяться, что всё вернётся на круги своя.

– Если не ошибаюсь, сейчас вы занимаете должность начальника тренажёра «Выход-2» 3-го управления НИИ центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина?

– Да, на этом тренажёре ведётся подготовка к выходу в открытый космос с имитацией работы скафандра по всем системам. Отрабатывается и сам процесс выхода в открытый космос. Кроме того, это ещё один способ имитировать невесомость, которая имеет определённые преимущества перед гидроневесомостью – безопасность, а также возможность выполнять больший объем операций при меньших затратах.

– Поток желающих стать космонавтами увеличивается? Вам, пожалуй, это известно больше всех.

– На текущий момент времени я вижу, что активность очень высока. Ребят идут осознанно. Они поверили в себя, они видят, что это возможно. Очень много хороших кандидатов подало заявления. Ребята готовятся целенаправленно. Сейчас сняли определённые требования по отбору в отряд космонавтов, а именно отбор только военных и только лётчиков. Появилась возможность и для тех, кто имеет не только лётное, на также инженерное образование, исследовательское (научное) или медицинское. Ещё один момент – стало чуть больше информации, чем было раньше. Где-то сарафанное радио работает, где-то официальные источники дают. В Москве и Санкт-Петербурге ребятам попроще, там проводились отдельные курсы по подготовке космонавтов.

– А простому пареньку из Кировской области что нужно, чтобы стать космонавтом?

– Для того, чтобы попасть в отряд космонавтов, нужно иметь здоровье, хорошую голову и образование, о котором мы уже говорили. Далее – опыт работы на профильном производстве в течение трёх лет (это оптимально). Сама личность также немаловажна. Человек должен иметь достаточно хорошую степень IQ, быть эрудированным и показать за время трудовой деятельности хорошие результаты. Плюс ко всему – физическая готовность, так как профессия требует больших нагрузок разной степени. Также нужно иметь хорошую морально-психологическую составляющую, чтобы человек был готов к лишениям. Похоже на военную службу, только это ещё сопряжено с постоянной учёбой, тренировками и специальными заданиями. И должна быть высокая мотивация, чтобы идти по этой профессии.

– Как думаете, прибавится количество желающих покорить космос после выхода кинокартин «Время первых» и «Салют-7»?

– Я ко всем этим фильмам отношусь достаточно спокойно. Это всё-таки художественные картины, снятые по мотивам каких-то событий. Специалисты смотрят и иногда говорят, что, дескать, где-то нарушены законы физики и прочее. Но это же сделано для масс, для людей, которые не посвящены. Хотя бы так донести до зрителя, что были события. А те молодые ребята, которые не определились с профессией, посмотрев данные фильмы, возможно, заразятся и захотят стать космонавтами. Нельзя так долго держать эту профессию в закрытом состоянии. Она также интересна, как лётчик или, например, подводник.

– В этом смысле и Детский космический центр в Кирове способен сыграть свою роль.

– Да, я был на открытии этого центра. Уверен, что команда, которая там работает, приложит максимум усилий, чтобы всё жило, развивалось, а ребята получали первичные космические знания о том, что такое космос, какие там условия и тому подобное. И, конечно, чтобы у них появлялось желание трудиться в будущем на предприятиях космической отрасли, быть космонавтами.

– В ближайшее время планируете вновь посетить малую родину?

– Конечно. Не думал, что так быстро время летит. 26 июня будем отмечать 20 лет выпуска Кировского КВАТУ. И посетить малую родину планирую обязательно. У меня же там родственники, друзья. И в сам Кирово-Чепецк, конечно, поеду, и в Васькино.

– Обосновались в Подмосковье?

– Да, я как военнослужащий по окончании службы получил своё личной жильё и живу в Балашихе. У меня жена, трое детей. Дочка уже в университет учится.

– Дети не высказывали желания пойти по вашим стопам?

– Чтобы выбрать профессию космонавта, нужно созреть. Когда в детстве говорят «Я хочу быть космонавтом» – это ещё неосознанное желание чего-то нереального. Надо осознать, а потом идти в профессию! В космонавты идут уже готовые специалисты. А по детям… Дочь, пока мы жили в Звёздном городке, занималась в центре подготовки с инструкторами, а после того, как определилась с тем, что она хочет быть медиком, поступила в медицинский университет. Сейчас у неё есть большое желание совместить эту профессию с космической деятельностью – авиационно-космическую медицину.

Второй – сын – интересуется космонавтикой. Но для того, чтобы поддерживать себя как дисциплинированного человека, он учится в кадетском классе. Ему военная составляющая оказалась ближе. А мелкий, кроме как костюмам космонавтов, ничем пока ещё не интересуется (Смеётся.)

– Олег, благодарю за беседу. С праздником вас!

– Спасибо. Прошу передать большой привет землякам. Ребята, верьте в себя, постигайте науки и двигайтесь к космосу!

Беседовал Богдан Вепрёв