Во вторник, 12 марта, актёр Сергей Селин, известный по роли Дукалиса в сериале «Улицы разбитых фонарей», отметил своё 58-летие, а неделей ранее побывал со спектаклем «Отель 18+» в Кирове. Мы пообщались с артистом по телефону, собеседник оказался очень общительным и добродушным.
– Когда возвращаетесь с гастролей, кто вас дома встречает?
– Супруга Анна и двое наших детей. Мария рисует, стихи читает и ходит в театральный кружок. Младший Макар в садике пока, готовимся в этом году к школе. Думаем для него выбрать конкретный вид спорта. Достаточно сложно, когда один ребёнок в садике, а другой в школе. Когда будут вместе учиться, можно будет время распределить. Надо за ребёнком ехать, привозить его домой, из дома надо ехать за другим, и иногда у меня получается так целый рабочий день. Надо ведь ещё в магазин заехать что-то купить поесть. У нас, Кать, обыкновенные проблемы, как у всех. Мы всё делаем сами, служанок у нас нет.
– И домашнее задание помогаете делать?
– Конечно, жена всё делает. Так что все «пятёрки» и «четвёрки», которые получает ребёнок, это её. В современном образовании, если родитель не будет помогать, то ребёнок не сможет учиться. Но надо обязательно научить, чтобы они выполняли сами домашнюю работу. Не делать всё за них до 7 класса.
С супругой Анной, дочерью Марией и сыном Макаром
– А сами каким были в детстве?
– Я был изрядным хулиганом и частым гостем детской комнаты милиции. Правда, это всё было из лучших побуждений. Однажды я чуть было не выгладил бабушке лицо. Бабушка Алёна была очень добрая и очень пожилая: у неё были морщинистые рабочие руки, морщинистое лицо. Когда она уснула, мы с двоюродным братом решили провести операцию по её омоложению – взяли раскалённый утюг и собирались разгладить ей морщины. Слава Богу, когда мы приблизились к ней, споря, как правильно разутюживать бабушкино лицо, она открыла глаза. Бабушка сказала, что лица у нас были зверские. Не уверен. Ведь мы желали ей добра!
Впрочем, некоторые инициативы у меня в детстве действительно заканчивались добром. К примеру, в семь лет я решил сделать маме подарок. У меня был поросёнок-копилка. Я бросал туда монетки долго-долго, а когда поросёнок наполнился, безжалостно разбил его, собрал все копеечки и пошёл в магазин «Ткани». Высыпал свои запасы перед тётеньками-продавщицами и гордо сказал: «Мне маме отрез на платье!» Они пересчитали монетки и переглянулись – денег было мало. Одна продавщица, знакомая моей мамы, сказала: «Серёжа, денег не хватает, но мы тебе поможем!» И тетеньки стали выбирать ткань. В конечном итоге я пришёл домой с каким-то отрезом, который торжественно преподнёс любимой маме. Она была очень растрогана. Мама работала на теплоэнергоцентрали, инженером по энергетическим установкам. А с папой мама была в разводе. Я помню папу. У меня было очень много игрушек, и мама считала, что папа их не покупал, а где-то воровал. На такое количество игрушек человек не мог тратиться, это было предположение мамы. Я привык без папы. Тем не менее у нас была большая семья, когда все собирались вместе, места не хватало... Были и пионерские лагеря, где я играл в духовом оркестре. Я пошёл туда играть, потому что во дворце культуры вечерами и по выходным шли художественные фильмы. И те, кто участвовал в оркестре, могли бесплатно ходить смотреть их. И мы смотрели фильмы по сто раз: «Фантомас», «Неуловимые мстители»...
– В актёры пошли из-за любви к кино?
– Скорее всего, да. Мама мне говорила, что в 5 лет на вопрос «Кем ты хочешь стать?» я ответил: «Не космонавтом, как все ребята, а артистом». И когда я закончил школу, я поехал поступать во ВГИК, потом поступал во МХАТ. Откровенно говоря, я тогда был плохо подготовлен, и у меня не было опыта, но мне казалось, что я могу пробиться. Тогда 16-летний парнишка не знал, что толком читать! Я не поступил и пошёл в воронежский театр юного зрителя монтировщиком декораций. Поработал какое-то время. И вдруг мне поступило предложение сыграть медведя. Нужно было встать на замену актёру, который уехал на пробы в Москву. Когда я вышел в костюме медведя в какой-то детской сказке, я сделал то, что артист перестал делать – кувырки. И я как-то закрепился в этом составе, и мне начали давать какие-то небольшие роли без слов. После службы в армии я снова попытался поступить – и опять провал. Вернулся в Воронеж. Однажды, проходя мимо технологического института с другом, мы зашли туда и подали документы. Я – на специальность «Инженер-технолог мяса и мясных продуктов». И вот по сей день я считаюсь большим специалистом мяса и мясных продуктов (Смеётся.) Я был ответственный за художественную самодеятельность всего факультета, ходил с красной папкой, но не на лекции, а в актовый зал. Отучился два курса и решил снова поступить, поехал в Ленинград. Как сейчас помню, выхожу из вагона, смотрю на перрон, прикрываю глаза, выдыхаю... и иду. У меня в руке только сумка. Я сделал этот первый шаг. Поступил.
Приехал в Воронеж, мама открывает и стоит. А я почему-то замолчал. Зашёл, поцеловал её и просто пошёл по квартире, а она следом за мной молчаливо. Я подошёл к окну, повернулся к ней и говорю: «Мам, я поступил», и у неё слёзы... Она понимала, что я уеду навсегда. Так и случилось.
– Как вы получили роль оперативника Дукалиса?
– В кино я начал сниматься с 1990 года, но это были эпизодические роли. В сериал «Улицы разбитых фонарей» попал совершенно случайно. Как-то на «Ленфильме» мы с Александром Лыковым решили выпить пива. За этим занятием нас и застукал режиссёр сериала Рогожкин. Ему понравилось, что мы такие разные. Лыков – высокий, худой, с длинным носом, а я – маленький, крепкий, нос картошкой. Но всё равно нас утверждал худсовет, честь по чести. Правда, меня взяли без проб. Тогда я предположить не мог, что сериал станет таким популярным. Ведь поначалу это снималось как пустячок. Мы и не понимали, как играть милиционеров. Поэтому мы ездили на настоящее задержание, присутствовали на допросах, но, мне кажется, когда мы поняли, что опера – нормальные, простые ребята, нам стало легче, мы стали играть лучше.
– Вы упомянули о пиве. Как, кстати, относитесь к алкоголю?
– Раньше был фанатом алкоголя, сейчас – нет. Теперь уже разумно и аккуратно. Спокоен. Но выпить люблю – в компании, на отдыхе, с друзьями. Потому что когда мужчина тебе говорит, что не пьёт, он лукавит. Вот на днях к нам приезжают друзья из Москвы, ну и что, мы будем просто сидеть? Конечно, мы пойдём куда-нибудь поужинать, безусловно выпьем. Это будет нормально. У нас пьяных сильно не бывает, это всё в прошлом.
Беседовала Екатерина Пономарёва
Досье
Селин Сергей Андреевич
Дата и место рождения: 12 марта 1961 года, Воронеж
Образование: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
Семья: супруга Анна, дочь Мария (9 лет) и сын Макар (7 лет). От первого брака – 32-летний сын Прохор
Любимое блюдо: яичница с помидорами
Любимая книга: «люблю Чехова»
Любимый фильм: «Калина красная» (реж. Василий Шукшин).