«С каждым годом всё стареет и гниёт»: Что спасёт Вересники от затоплений?

Учёный Российской академии наук оценил грядущие проблемы Кирова.

Весна, несмотря на сугробы на улицах и во дворах, уже близко, а вместе с ней – и свои природные невзгоды. И если для жителей центра и запада Кирова потепление грозит в худшем случае распутицей, то жители прибрежных районов будут вынуждены защищаться от половодья.

Пока ещё неизвестно, что стоит ждать кировчанам от вод Вятки: предварительные прогнозы от ЦГМС поступят только в конце марта, сообщают в управлении защиты населения и территорий администрации облправительства. Но есть ли способ системно решить проблему и смыть с Вересников репутацию утопающего района?

«Аква альта» по-вятски
Пожалуй, только ленивый не сравнивал Вересники с Венецией. Жители микрорайона, улицы которого из года в год затапливает разливающаяся Вятка, даже отразили это в топонимике – «Венецией» называется одно из местных кафе. Однако у Вересников есть ещё одна, менее очевидная точка соприкосновения с городом каналов и дворцов.

Деревянные тротуары, которые всплывают с прибытием воды – конструкция, привычная для жителей района, но уникальная даже в международных масштабах. Любые попытки найти так называемые «наплавные тротуары» где-либо, кроме Кирова, уводят к Венеции: там пешеходные понтоны выставляют в сезоны наводнений.

– Мы применяем разные схемы обеспечения жизнедеятельности населения в ходе экстремальных событий. Иногда строятся временные сооружения, такие как наплавные мосты, но чтобы наплавные тротуары… Я в первый раз слышу, чтобы в таком масштабе делали пешеходные сооружения, – рассказал «Первоисточнику» заведующий лабораторией Института водных проблем РАН, доктор технических наук Михаил Болгов.


Венеция, 1980 год. Фото: theguardian.com

Слова учёного подтверждает и поиск среди госконтрактов: Киров – это единственный город России, в котором муниципалитет официально тратит деньги на возведение и ремонт наплавных тротуаров. В администрации Кирова «Первоисточнику» сообщили, что нестандартные конструкции строят для удобства граждан в дополнение к водному сообщению.

– Киров находится не в одной плоскости: где-то участки выше, где-то — ниже, и затапливает эти участки тоже по-разному, – объяснила глава пресс-службы горадминистрации Елена Сысолятина. – Когда воды по колено, лодка не пройдёт, но и человеку ходить в воде по колено тоже неприятно. Поэтому мы в качестве элементарного сообщения обустраиваем наплавные тротуары. Когда же вода поднимается до тех пор, когда можно проплыть на лодке, они ездят. У многих местных жителей тоже есть свои лодки – они уже живут много лет и знают, что такое половодье.

Однако деревянные вымостки служат не только во время половодья, но и на протяжении всего года. Их двойную функцию подтвердил начальник МБУ «Кировское управление гражданской защиты» Михаил Вохмянин.

– Наплавные тротуары играют двойную роль. В районах Вересников и КМДК тротуаров как таковых вообще нет, поэтому в основное время они используются как тротуары с твёрдым покрытием – чтобы не по грязи ходить, – рассказал глава учреждения, ответственного за защиту кировчан от последствий половодья.

Цена вопроса
С 2011 по 2014 год Киров тратил на возведение и ремонт наплавных тротуаров от 320 до 505 тысяч рублей ежегодно. Однако в 2015 году, за год до самого серьёзного потопа последнего времени, финансирование было резко сокращено до 70 тысяч рублей.

Весной 2016 года из-за резкого таяния снега вода в Вятке поднялась на 593 см. Катаклизм не только заставил власти объявить режим ЧС, но и вскрыл неудовлетворительное состояние тротуаров в микрорайоне. Какие-то из тротуаров затонули, какие-то – оторвались и уплыли по течению. «Два плотника, обходившие округу, вколачивали гвозди в трухлявые доски и гнилые бревна тротуаров», передаёт «Про Город» слова местных жителей.

Анекдотичные высказывания подтверждает и руководитель Кировского управления гражданской защиты. В разговоре с «Первоисточником» он признал, что недостаток финансирования усугубил ситуацию.

– Были проблемы с деньгами, и основание наплавных тротуаров – то есть, брёвна – своевременно не отремонтировали. Соответственно, не все брёвна начали всплывать, – объяснил Михаил Вохмянин.

После половодья 2016 года финансирование увеличилось минимум втрое, не опускаясь с тех пор ниже отметки в 1,6 млн рублей. В 2017 году затраты на наплавные тротуары достигли рекордной суммы в 2,7 миллионов.

– С учётом того, что часть тротуаров уже в 2016 году была плохая, их поменяли в 2017-м, – обосновал Вохмянин возросшие расходы. – Постепенно, с каждым годом всё стареет и гниёт – сами прекрасно понимаете, ничто не вечно. Поэтому сейчас идёт обновление и, по опыту половодья, что-то дополнительно устанавливается.

Хватит ли на дамбу?
Пока в Кирове перестилают дощатые тротуары, другие регионы предотвращают половодья или управлением потоками рек, – созданием ТЭЦ или водохранилищ, – или поднятием территории. Оценивая эти возможности, Михаил Болгов считает, что Кирову не подходит ни одна из них.

– Намыв территории в этом случае явно не годится – это для новых площадок. Как правило, когда строятся новые микрорайоны, намывается метра два-три. После этого земля стоит, уплотняется, и затем на безопасных отметках что-то строится. Регулируют сток иногда, но на Вятке что регулировать? Только будет больше ущерб от регулирования, – рассуждает учёный РАН, говоря о возможном уничтожении мест нереста.


Фото: admkirov.ru

Тем не менее, в Кировской области рассматривают возможность и создания дамбы, и поднятия территории микрорайона до незатопляемой отметки. В ноябре 2018 года губернатор Игорь Васильев встретился по этому поводу с руководителем администрации Волжского бассейна внутренних водных путей Дмитрием Бессмертным. При этом спасение Вересников от потопов было бы «побочным продуктом» другого масштабного проекта – углублении реки Вятки до судоходных параметров.

Примечательно, что по результатам встречи озвучивался лишь один сценарий – подсыпки территории. Однако в январе этого года, сообщая о найденных кучах речного грунта на частном участке, министерство охраны окружающей среды заявило, что прорабатывается возможность его использования для обустройства дамбы.

Издание «Город Киров» со ссылкой на пресс-службу правительства сообщает, что дамбу, состоящую из миллиона кубометров речного грунта, планируется возвести к 2023 году преимущественно из средств федерального бюджета. Неназванный инвестор выразил готовность оплатить 50 миллионов рублей на разработку проектно-сметной документации. Однако Болгов предупреждает, что средняя стоимость дамбы оценивается в сотни миллионов рублей, а нагрузки, которые она должна выдерживать, не допускают экономии. В качестве примера он приводит случай из СССР, когда одному из деревообрабатывающих заводов поручили возвести дамбу. Сооружение, сделанное из смёрзшихся зимой опилок, не простояло и одного сезона.

Мечты о кораблях
Жители Вересников, привыкшие к затоплению территории, от сезона к сезону достают из кладовых лодки и перемещаются по улицам вплавь; некоторые при этом даже занимаются «частным извозом». В сочетании с сообщением, организуемым силами МЧС, это наводит на мысль о создании пассажирского водного сообщения на период половодья. Однако учёный относится к идее скептически.

– Никто не будет делать углубления для того, чтобы по ним ходило судно хотя бы микропассажирского класса. Это, опять же, вопрос денег, – обозначил Михаил Васильевич. – В советские времена была идеология, по которой все отдалённые населённые пункты обеспечивали водным транспортом. Практически, сейчас это упало на порядок – это стало экономически неэффективно. Надо же поддерживать, вкладывать деньги в суда и судовой ход. Сделать какую-то канаву, чтобы катер мог пройти – это тоже требует расходов.

Такое же мнение разделяют и в Кировском управлении гражданской защиты.

– Держать какую-то флотилию, которая может понадобиться раз в пятнадцать, двадцать или тридцать лет – это затратно, да и кто её будет содержать? – задался вопросом Михаил Николаевич.

Новые Вересники
Впрочем, в будущем необходимость в «гондольерах» в Вересниках обещает отпасть. В 2013 году МБУ «Архитектура» разработала план развития микрорайона в нескольких вариантах. Одним из ключевых пунктов в плане является как раз подсыпка территории до 108 метров – то есть, на 6 метров на самых низменных участках.

Однако амбиции проектировщиков простираются дальше, чем просто спасение района от половодья. Согласно схемам, улица Азина может соединить левый и правый берег Вятки через новый, третий мост, в перспективе соединяющий Киров и Кирово-Чепецк. Милицейскую улицу авторы проекта планировали «дотянуть» вплоть до берега Вятки, а на самом берегу обустроить многоуровневую набережную. Новая сетка улиц позволяет разместить в микрорайоне три школы, детские сады, дома до 17 или 22 этажей в высоту и прочие объекты.


Фото: skyscrapercity.com

На всё это можно смотреть как на кировский «город-сад», который ещё не скоро воплотится в жизнь. Однако, сравнивая место возведения легкоатлетического манежа «Вересники» с планами от 2013 года, можно увидеть, что он располагается на том же самом месте, на котором, согласно одной из версий, планировался стадион. (Другая версия – предположительно, отвергнутая – помещала его в шаговой доступности к берегу Вятки.) При строительстве манежа территория под ним была наращена до безопасной высоты.

«Затраты [на подсыпку] высокие и, как правило, должны рассматриваться в комплексе переустройства всей городской территории», говорит Михаил Болгов – и, судя по всему, кировские власти готовы таким образом переустроить Вересники. В прошлом году правительство области озвучило планы по созданию в микрорайоне спортивного кластера с целым комплексом сооружений – от бассейна до роллер-трека и спортивного интерната. Если строительство будет идти по тем же стандартам, что ставились и перед манежем, то землю над ними также поднимут.

Создание спорткластера в Вересниках, как и углубление Вятки, ориентировочно планируют на 2024 год – то есть, на 650-летний юбилей Кирова. Однако учитывая то, что область рассчитывает на деньги из федерального бюджета, говорить о конкретике будет рано до тех пор, пока минимум не подпишут соответствующие бумаги. Остаётся надеяться, что для более чем двух тысяч кировчан, живущих в зоне затопления, настоящим подарком к городскому празднику будут не стадионы с мостами, а возможность забыть про надувные лодки и мокрые доски под ногами.

Юрий Литвиненко

Автор благодарит администрацию паблика «Строим Киров» за помощь в подготовке материала.

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23a1p3
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn