«Нет объекта — нет истории»: Взгляд экскурсовода на сохранение культурного наследия в Кирове

В каждом городе есть дом, с которого все начиналось.

Светлана Дождевых

Со временем все постройки, созданные нашими предками, стали своеобразными документами прошлого, которые помогают нам вернуться в то время, когда они были построены. Именно их мы называем культурным наследием. Но, к сожалению, большая часть памятников со временем приходит в запустение и начинает разрушаться. Если не будет объекта - забудется и история. А ведь именно на этой истории строиться будущее. А на чем будет строиться будущее кировчан, рассказала доцент кафедры культурологии, социологии и философии Вятского государственного университета Светлана Дождевых.

Краеведением Светлана Дождевых заинтересовалась на 2 курсе университета. По словам доцента, ее путь из дома до университета проходил через особняк Тихона Филипповича Булычева.

Можно сказать что именно из-за него я выбрала направление краеведения. На тот момент здание не выглядело так красиво, как сейчас. Оно было немножечко разрушенное, выглядело более старинным. И мне хотелось как можно больше узнать об этом здании, поэтому все курсовые, исследовательские и дипломные работы я писала по краеведению и архитектурным памятникам нашего города.

Любовь Светланы Дождевых к культурным объектам города не осталась незамеченной. Сначала друзья и знакомые просили ее провести для них экскурсии. Позже с такой просьбой стали обращаться туристические агентства.

На своих экскурсиях гид рассказывает об исторической части города, о переживших не одно столетие домах, особняках, о стилях, в которых они построены, о прошлых жильцах и конечно об архитекторах, благодаря которым эти здания были построены.

Подготовка к экскурсиям – это важный процесс в работе гида. Сначала идет повторение или сбор материала. Дальше происходит отбор, потому что история может быть замечательной, но объект, о котором идет речь не сохранился, в таком случае от истории приходится отказываться. Затем идет проработка маршрута. И здесь, вероятнее всего, тоже какие-то объекты из экскурсионного плана отсеются, потому что проезд или подъезд до объекта невозможен.

Также Светлана Дождевых узнает профессии, возраст, город, откуда прибыли экскурсанты и старается выстроить истории так, чтобы они были связаны с объектами. Это не только вызывает интерес у людей, но и остается в памяти на долгие годы.

Все экскурсии по историческим местам строятся на показе объектов. И первое, на что мы обращаем внимание – это внешний облик. За него отвечают архитектурные стили, в котором построены здания.

Мы включились в архитектурный процесс с момента создания города, это XIV век и можно считать, что с этого времени наша архитектура представляет все стили, которые развивались в России. Это и русско-византийский стиль, и шатровое зодчество, к сожалению, памятник в этом стиле не сохранился, но он описан, и мы его представляем, как он выглядел. Барокко, классицизм, очень много эклектики, модерн, пара памятников в стиле конструктивизма, сталинский ампир, советский модернизм, постмодернизм и вплоть до хайтека. У нас все в городе представлено. Может не таким большим количеством памятников, но есть очень достойные образцы, - поделилась Светлана Дождевых.

Не стоит забывать и о людях, благодаря которым мы видим эти здания. По словам экскурсовода, с архитекторами нам повезло, все они были уникальными личностями.

Первый нам известный архитектор - это Иван Никонов, который строил Трифонов монастырь и очень многие храмы по Вятской губернии. Человек, который не уехал строить Петербург, не смотря на указ Петра I, и остался здесь. Его храмы отличаются очень богатым узором, декором. И до сих пор поражают своей красотой, - известила гид.

Влияли на восстановление нашего города известный архитектор Иван Аполлонович Чарушин, который построил 500 зданий в нашем городе, а также ссыльный столичный архитектор Александр Лаврентьевич Витберг.

По информации Правительства Кировской области, в областном центре до наших дней сохранилось 883 объекта культурного наследия. Все они, безусловно, важны для города, для кировчан и для сохранения истории. Но со временем здания разрушаются и, если вовремя не провести реконструкцию, мы лишимся культурного наследия.

На данный момент ведется реконструкция Приказной избы и дома Аверкия Перминова. Эти здания являются памятниками гражданского зодчества с середины XVIII века.

На постоянной реставрации находится Трифонов монастырь. Вероятно, скоро начнется реставрация женского Преображенского монастыря. Потому что месяц назад часть монастыря была передана Вятской Епархии и, вероятнее всего, там скоро начнется серьезная реставрация, - добавила Светлана Дождевых.

Реставрация объекта культурного наследия - это очень сложный и долгий процесс, который требует специально разработанного проекта. Только проект разрабатывается не один год. Над восстановлением объекта трудятся мастера, которые имею лицензию.

К сожалению, есть памятники, которые мы сможем увидеть только на старых фотографиях. Большая часть исторических зданий была уничтожена в советский период. Достаточно вспомнить самую печальную историю, связанную со взрывом Александро-Невского собора, который был на месте кировской филармонии. Нет сейчас и Троицкого кафедрального собора, который считался самым красивым собором в России, стоял на месте вечного огня, и Владимирской церкви, которая стояла на месте кинотеатра «Октябрь».

Тут можно перечислять и перечислять. Город, конечно, выглядел совсем иначе, если бы не прошла такая эпоха. Есть и нерелигиозные здания, которые были утрачены, например, Толмачихины палаты, которые стояли на Театральной площади и были уничтожены, в связи с ее новой планировкой в 1935 году. Это было именно гражданское сооружение XIX века, - рассказала экскурсовод.

Сколько памятников утрачено, но сколько еще мы в силах сохранить! Сохранение культурного наследия – это сохранение связи с людьми, которые жили до нас. Если не будет объекта - история уходит, забывается. Также памятники необходимы для красоты и визуального разнообразия нашего города.

Представьте, если бы не сохранилось памятников XVII, XVIII веков, на сколько бы наш город обеднел и все здания были бы похожи друг на друга. Разнообразие всегда вносит красоту в облик города. Поэтому будем гордиться нашим культурным наследием и сохранять наши памятники, - добавила Светлана Дождевых.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться