Собираем первоклассника в школу: как изменились цены на «школьный набор

Совсем скоро во всех школах нашей страны прозвенит первый звонок и начнется новый учебный год. Тщательнее остальных к этому дню готовятся родители первоклассников.

В преддверии Дня знаний специалисты Отделения Киров Волго-Вятского ГУ Банка России выяснили, как в регионе за год изменились цены на «школьный набор» для первоклассника. Расчет произведен на основании данных Росстата за июль 2021 года.

Основная статья расходов «школьного набора» первоклассника – одежда и обувь. Причем затраты на их приобретение для девочек и мальчиков будут отличаться.

Гардероб современной школьницы состоит из нескольких вещей, которые можно комбинировать между собой. Как правило, для девочек покупают джемпер, сарафан, юбку, белую рубашку для праздничных мероприятий и блузки неярких цветов на каждый день, колготки и туфли. Кроме этого, для занятий физкультурой ребенку потребуется спортивный костюм, футболки, кроссовки и несколько пар носков. Приобретение комплекта одежды и обуви родителям будущей первоклассницы обойдется на 4,6% дороже, чем в прошлом году. При этом рост цен на отдельные составляющие этого комплекта был неравномерным: туфли и колготки подорожали менее, чем на 3%, платья – на 8,2%, а юбки даже подешевели на 0,1%.

Родителям мальчиков, как правило, необходимо приобрести брюки, джемпер, сорочки (белая и пастельных тонов), ремень, носки и ботинки. Также потребуется комплект одежды и обуви для занятий физкультурой. Из одежды для мальчиков наиболее существенно подорожали сорочки – на 8,1%, при этом рост цен на брюки и ботинки оказался в пределах 4%. В целом же, новый гардероб для мальчика по сравнению с прошлым годом вырос в цене на 5,4%.

Удорожание одежды вызвано повышением мирового спроса и цен на хлопок и синтетичное волокно – эластан, входящих в состав большинства видов тканей. Это привело к увеличению издержек производителей, которое они заложили в стоимость готовой продукции.

Что касается обуви, то на ее стоимость повлияло произошедшее ранее ослабление рубля, так как большая часть этой продукции поставляется из-за рубежа. Кроме этого, дополнительный эффект на рост цен на одежду и обувь оказало удорожание транспортных услуг.
Те же факторы повлияли на стоимость рюкзака – одной из самых важных частей школьной экипировки. Главный атрибут школьника за год подорожал на 6,9%.

Следующая статья расходов – канцтовары. Первокласснику потребуются ручки, карандаши, альбомы и тетради. Канцелярский набор за год в среднем стал дороже на 5,0%. Это в свою очередь связано с ростом мировых цен на полимерные материалы и целлюлозу, произошедшим на фоне повышения спроса на них.

Но даже когда приготовлена школьная форма, а в рюкзаке лежат новые тетради, остается еще один важный штрих – букет цветов, который школьник подарит учителю в День Знаний. По сравнению с июлем 2020 года он подорожал на 2,5%. Основным фактором стало повышение цен на удобрение и посадочные материалы.

Таким образом, стоимость «школьного набора» для первоклассника – школьной и спортивной формы, рюкзака, канцелярских товаров и букета цветов, – за год выросла для девочек на 4,9%, для мальчиков – на 5,6%. Эти показатели несколько отличаются от инфляции по Кировской области в целом, которая в июле текущего года составила 6,8%, по Приволжскому федеральному округу – 6,8%, по России – 6,5%. Отличие между ростом цен на «школьный набор» и инфляцией в регионе объясняется тем, что в комплекте для первоклассника всего лишь несколько товаров, а в потребительскую корзину, используемую Росстатом для расчета инфляции, входит более 550 наименований товаров и услуг. Некоторые из них дорожают больше, другие – меньше, третьи и вовсе дешевеют.

Поэтому об инфляции в регионе и стране в целом не стоит судить по изменению цен на один или несколько товаров. У каждого есть свой набор товаров и услуг, и рост цен на него может отличаться от среднего по региону и стране. Так и у родителей первоклассников набор покупок будет свой. Например, кто-то уже в первом классе купит своему ребенку ноутбук, которые за год подешевели на 8%. Это связано со снижением спроса на переносные компьютеры, после его всплеска в 2020 году на фоне массового перехода на дистанционный формат работы и учебы.

На основе «личной инфляции» может формироваться и представление о том, как будут меняться цены в дальнейшем, или другими словами, инфляционные ожидания, которые влияют на потребительское поведение. Например, ожидания удорожания товаров или услуг могут заставить людей приобретать впрок. Спрос на товары и услуги увеличивается, что позволяет продавцам поднимать цены. В итоге под влиянием повышенных инфляционных ожиданий цены могут расти быстрее, чем это обусловлено объективными факторами. Когда же инфляционные ожидания устойчивы и формируются не только на основе текущих темпов роста цен, но и с учетом прогнозов экспертов, цены на товары остаются стабильными.

Так, по прогнозу Банка России, годовая инфляция в стране составит 5,7–6,2% в 2021 году, снизится до 4,0–4,5% в 2022 году и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%.

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. АО ВкусВилл. ИНН 7734443270. erid: 2SDnjesRQHf
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn