Когда в последний раз вы встречались с бесплатной доставкой продуктов с минимальной суммой заказа от 100 рублей? Спойлер - в ближайшем будущем столкнетесь!
Уже в этом месяце сервис доставки Самокат откроет в нашем городе склады (дарксторы) для охвата всего города. Курьеры-партнеры Самоката будут доставлять товары на велосипедах за 15-30 минут в зависимости от зоны доставки. Благодаря центрам формирования заказов на сборку уходит 2–5 минут, на доставку еще 5–20.
Дарксторы Самоката выглядят как обычные магазины - такие же стеллажи с товарами, только без покупателей и касс. Вместо них там работают сборщики и товароведы.
В обычном магазине конфигурация расположения товарных групп устроена так, чтобы покупатель проделал как можно более долгий путь до товаров, которые ему нужны в повседневной жизни, – поясняет Игорь Рожков, директор по маркетингу онлайн-ритейлера Самокат, – Охлажденные продукты, молочка, хлеб обычно находятся в конце магазина. У нас все наоборот. Товары, которые пользуются наибольшим спросом, мы ставим в начало линии сборки. Распределение товаров также зависит от того, насколько они тяжелые. Хрупкие продукты должны оказаться в пакете наверху: никому не хочется получить мятые мандарины или раздавленный виноград”.
В сервисе доставки рассказали, что как только клиент нажимает кнопку “заказать”, сборщик сразу же начинает подбирать необходимые продукты. Уведомление появляется в приложении в виде списка с фотографиями товаров. Все продукты на складе расположены так, чтобы маршрут сборщика получился минимальным.
В Самокате все продумано до мелочей: по даркстору сотрудники передвигаются с тележками, в которых установлены пластиковые боксы с заранее развернутыми в них пакетами: это тоже влияет на скорость доставки. Если в заказе таких боксов несколько, то сборщики ориентируются на объем и правила товарного соседства. Каждый товар перед укладкой в пакет отмечается ручным сканером, информация автоматически дублируется в приложении. После того, как заказ был полностью сформирован, его передают курьеру.
Дмитрий, курьер-партнер онлайн-ритейлера Самокат рассказал о своем опыте работы:
В школе я профессионально занимался велоспортом. Когда поступил в институт, времени стало не хватать и спорт пришлось бросить. Как только увидел, что Самокат набирает курьеров в городе, сразу же написал. Мне нравится, что я могу заниматься своим любимым делом и получать за это деньги! Сейчас нас пока немного в городе, но мы уже активно проходим обучение и готовимся к запуску.
Игорь Рожков отметил, что в дарксторе почти все процессы автоматизированы: есть отдельный алгоритм, который мониторит товарные остатки. В доставке клиенты получают только свежую продукцию, так как есть алгоритм, отслеживающий сроки годности и дающий сигнал о снятии позиции, у которой этот срок истек.
Работа с искусственным интеллектом
В компании подчеркнули, что основная цель Самоката – сделать так, чтобы любой человек мог получать необходимые товары почти мгновенно. Для этого онлайн-ритейлер много инвестирует в разработку IT-инструментов. Искусственный интеллект, например, помогает прогнозировать поведение потребителей. Технология соотносит количество прогнозируемых и реальных заказов, может ограничивать их количество, чтобы справиться с нагрузкой. В пиковые часы система может выставлять минимальную сумму чека для клиентов или вывести в район дополнительных курьеров, разослав пуш-уведомления тем, у кого в этот день выходной.
Общая численность курьеров-партнеров Самоката - около 30 000 человек. И это единственные люди, которых видят наши клиенты,, – говорит Игорь Рожков. – Мы относимся к своим сотрудникам серьезно и стараемся обеспечить для них комфортные условия: начиная от обустройства быта внутри точки и заканчивая удобством формы. Например, нам удалось сделать хорошие куртки. Настолько, что я видел курьеров, которые, видимо, подрабатывают в нескольких местах, в наших куртках с рюкзаками других сервисов.
Что выбирают покупатели?
Оформить и получить заказ жители Кирова смогут с 8 утра до 23 часов вечера. На данный момент в ассортименте Самоката более 2500 товаров повседневного спроса: это продукты питания, напитки, бытовая химия, косметика и сопутствующие товары. Набор товаров в дарксторе, по сути, повторяет ассортимент стандартного “магазина у дома, за исключением алкоголя и сигарет.
На витрине Самоката представлены товары от самых разных производителей, в том числе и от популярных местных брендов. Помимо этого более 660 позиций в ассортименте доставки составляют товары собственной торговой марки “Самокат”, и эта цифра постоянно растет. Об этом нам рассказал директор:
Мы пытаемся делать продукты, которые имеют дополнительные свойства, и рассказываем об этом нашим покупателям, – говорит Игорь Рожков, – В частной марке мы формируем свой собственный набор позиций, который нам интересен. Это не та история, когда берется рецептура производителя и клеится наша этикетка.
В заключении Игорь Рожков отметил, что цель компании – изменить отношение горожан к рутинным задачам и времени, которое они тратят на покупку еды. Вся работа доставка направлена на то, чтобы каждый мог получать необходимые товары с быстрой доставкой. Ведь чем меньше времени уходит на закупку продуктов, тем больше времени остается на любимые занятия.
*Всего в России уже действует более 850 дарксторов, а курьеры-партнеры Самоката каждый день доставляют свыше 300.000 заказов.