Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказал в беседе с «Народными Новостями» о самых нежелательных ошибках российских водителей при обращении в страховую компанию за возмещением ущерба после ДТП.
С 1 апреля изменился расчет стоимости ОСАГО. Заработали новые коэффициенты так называемых тарифов «бонус-малус» (КБМ). Именно этот показатель больше всего влияет на конечную стоимость полиса. Грубо говоря, чем реже водитель попадает в аварии, тем дешевле страхует свою автогражданскую ответственность. Весенние изменения в КМБ снизили его нижнее значение до 0,46%, а также повысили верхнее для «аварийных» водителей — до 3,92%. По мнению страховых компаний, эта мера стимулирует безаварийное вождение.
Важнейшее весеннее изменение — появление нового справочника автозапчастей, который используют страховые компании при оценке стоимости ремонта. В ближайшее время Центробанк и Российский союз автостраховщиков должны пересмотреть последний справочник, выпущенный 19 марта, поскольку ситуация на рынке запчастей стремительно меняется. Существует риск получить расчет по старым ценам, не отражающим реалии.
То, что было справедливым еще несколько месяцев назад, мгновенно потеряло свою актуальность, оценил ситуацию Максим Кадаков. По его словам, в последний справочник вошли цены, утвержденные еще в феврале, когда стоимость запчастей была значительно ниже.
В ближайшее время — квартал — мы будем жить с ценами, которые ни о чем не говорят. Оценка стоимости восстановительного ремонта не будет отражать реальную картину, — пояснил собеседник.
В этой ситуации у страховых компаний весьма выгодное положение, продолжил специалист, ведь им не нужно платить по новым ценам. Однако автомобилисты рискуют оказаться у «разбитого корыта». Поэтому, крайне важно выбрать верную линию поведению, если возникла необходимость восстановления автомобиля по полису ОСАГО после ДТП.
Ни в коем случае нельзя соглашаться на денежную компенсацию. Ее и раньше не хватало на ремонт автомобиля, поскольку там учитывался износ, а это до 50% стоимости. Сейчас — тем более, поэтому нужно настаивать на ремонте, согласно закону от 2017 года. Ремонт — первоочередное, что должны предлагать страховые компании, а деньги уже в крайнем случае, — предупредил Кадаков.
Ситуация остается сложной. Сейчас ведутся дискуссии о расширении списка запчастей, которые разрешено применять при «страховом» ремонте. Так, вероятно, у сервисов появится возможность ставить не только неоригинальные запчасти, но и детали с разборок.
Страховщики и работающие с ними станции техобслуживания (СТО) столкнутся точно с такой же проблемой. Стоимость ремонта насчитана, например, на 10 тысяч рублей. Но по факту, если использовать нормальные материалы — краску, бампер и так далее — все это будет стоить не 10 тысяч, а условно 20. Поэтому СТО будут как-то выкручиваться, применяя б/у детали, дешевые материалы и прочие уловки, — констатировал собеседник.
Пока нет точного ответа, как найти баланс между сохранением бизнеса страховых компаний, то есть приемлемыми выплатами по ОСАГО, и реальными ценами на автозапчасти, которые должны войти в новый справочник, добавил Кадаков.