Предприятие создавалось практически с нуля, а путь от старта запуска всех процессов до момента получения эффекта от работы, который многие организации проходят не менее пяти лет, уже по факту завершен. Об этом, ситуации с питьевой водой в областном центре, инвестпрограмме и ее целях, изменениях в диалоге с потребителями и стратегических целях на ближайшую перспективу в интервью «Бизнес Новостям в Кирове» рассказал директор «Водоканала» Дмитрий Ухин.
Добивались и сделали
– Перед нами сразу поставили задачу – создать экономически эффективное и инвестиционно устойчивое предприятие, заложить основу для дальнейшего движения и развития, – рассказывает Дмитрий Игоревич, отвечая на вопрос «Что изменилось за три года?» – Если взять трехлетний период – 2019 и 2022 годы, это три совершенно разных «Водоканала». Первый год работы – это была, по факту, копия работы всех предыдущих предприятий (МУП «Лянгасовский водоканал», МУП «Нововятский водоканал», МУП «Водоканал» и АО «ККС», – ред.). Второй год работы – начало трансформации. Сейчас, через три года, процесс перестройки завершен и появилась совершенно другая структура, другая система управления, абсолютно иное отношение потребителей к предприятию и сотрудников к работе.
Последнее очень важно: у всех есть понимание, что каждый в конечном итоге работает для жителей города Кирова, делает всё возможное, чтобы нашим потребителям было комфортно, а вода была качественной.
Если делать срез по доходности предприятия, в 2019 году у нас был убыток – 61 млн рублей. В 2020-ом году мы пошли в плюс – 22 млн, в 2021-м – в плюс 25 млн, и планируем выйти в 2022-ом году к цифре более 100 млн рублей.
«Сейчас, через три года, процесс перестройки завершен и появилась совершенно другая структура, другая система управления, абсолютно иное отношение потребителей к предприятию и у сотрудников к работе».
– Что с повышением энергоэффективности и снижением затрат на эту строку расходов?
– Сегодня самые наши крупные строки затрат – электроэнергия и фонд оплаты труда. Второй мы не сокращаем, поскольку о социальной направленности в работе нашего предприятия никто никогда не забывал и не забывает. Заработные платы у сотрудников не заоблачные, но мы планомерно их повышаем. Допустим, на 1 июля 2019 года средняя зарплата составляла 21,8 тысячи рублей, на 1 августа 2022-го – 37,5 тысячи рублей. При этом показатель средней выработки на человека от реализации по основной деятельности вырос почти в 4 раза: с 1,6 до 6,5 тысячи кубометров в месяц на человека.
Что мы можем сократить и сократили? Возьмем для примера затраты на электроэнергию: за три года они снизились на 12%. Такой экономии удалось добиться как раз за счет проведения энергоэффективных мероприятий. Также мы вышли на оптовый рынок электроэнергии, где закупаем ее значительно дешевле, чем раньше закупали на розничном. Два года добивались и сделали это. Число аварий сократилось на 15-20%. В целом по всем ключевым показателям за три года цифры улучшились на 10-15%. И это только начало, потому что после трехлетнего периода трансформации основной эффект мы начали получать как раз сейчас.
Вода и нормативы
– Поговорим по теме, которая напрямую волнует жителей, – качество воды. Продолжаете ли вы практику промывки труб?
– Безусловно. Это наши плановые работы, которые проводим каждое лето, начиная с 2020 года. Промываем все основные водоводы, резервуары с чистой водой –
схема отработана по всему Кирову и части пригорода. Со следующего года планируем перейти на плановую промывку всего пригорода. Технически несложно: труба перекрывается, и с помощью шланга-гид-ранта под большим давлением прокачивается вода. За счет сильного напора все лишнее со стенок убирается. Раньше такие работы не проводились. Результат – опять же улучшение качества воды и экономия на дальнейшем обслуживании.
– Питьевая вода для областного центра идет из Вятки. Как обеззараживается?
– Гипохлоритом натрия, только дополнительно смешиваем с аммонием, получается связанный хлор. У такой технологии два плюса. Во-первых, отсутствие запаха хлора. Во-вторых, более эффективная система обеззараживания, более долгая работа реагента. Состав может действовать в системе водоснабжения до суток, эффективен даже тогда, когда доходит до самых дальних точек системы. Такой метод достаточно новый и современный, он уже применяется в нескольких крупных городах России.
– Какова на сегодня вода в Нововятске, Радужном и Коминтерне? Там раньше были претензии к качеству со стороны жителей, и они не хотели расставаться со своей артезианской водой.
– Если говорить про Нововятский район и мкр. Радужный, мы услышали пожелания потребителей. На сегодняшний день можно сказать, что артезианское водоснабжение в районе останется и будет дальше развиваться, при этом будет полностью соответствовать требованиям СанПиНа.
На сегодня в «Елки-Парке» и Радужном вода полностью соответствует нормам. В микрорайоне ЛПК еще осталось незначительное превышение по бору. Мы его уже снизили в 4 раза, в ближайшие год-два завершим работу и там вода тоже станет нормативной. По воде из ВНС «Молодежная», которая питает основную часть Нововятска, тоже решение проработано: хотим часть воды «перебросить» из Радужного, соединить две системы, и путем такого смешения получить воду, полностью соответствующую нормативам.
Кстати, что касается объемов артезианской воды, мы сейчас параллельно ведем работу по оценке запасов подземных вод в Нововятске и Радужном. Весь процесс занимает года 3-4, мы им занимаемся уже полтора. В этом году провели анализ всех скважин, разрабатываем зоны санитарной охраны, которые необходимы и которых тоже не было. Документы отправляем на согласование. Показатели утверждает специальная комиссия. Предварительно мы видим, что воды хватает.
Если говорить про Коминтерн, там тоже были определенные вопросы по качеству воды. Сейчас она также полностью соответствует СанПиНу. Потребители довольны. И там тоже вода останется артезианская.
Диалог с потребителем
– Что изменилось с точки зрения диалога с потребителями?
– Наша база абонентов на сегодняшний день насчитывает более 225 000 лицевых счетов (тогда как у предыдущего поставщика услуг общая база составляла не более 170 000 лицевых счетов). В целом обращений стало больше не только поэтому, а еще и потому, что мы сделали больше сервисов для общения с потребителями. К примеру, запустили новый сайт. До старта сами три месяца его тестировали, оттачивали, чтобы всё работало.
Появился «личный кабинет», много информации в понятной и доступной форме. Постарались сделать так, чтобы на сайте человек нашел ответы на все свои вопросы, а не шел за ними ногами. Очень удобно. Для нас это продолжение совершенствования сервиса.
– Какие еще из нововведений вы за последнее время внедрили или внедряете?
– Их очень много. Я уже сказал о выходе на оптовый рынок закупок электроэнергии. Не все могут, а у нас получилось. В настоящее время внедряем систему «Акватория», разработанную белорусскими партнерами. Это система, которая сама управляет насосами: подбирает их работу под режим потребления. По факту подскажет, что насос подобран неправильно и какой будет оптимальным на конкретном объекте. Это дает экономию электроэнергии, правильную гидравлику, чтобы минимизировать прорывы в трубах. Сейчас систему внедряем на основных станциях (уже смонтирована, идет наладка), затем распространим на весь Киров.
Продолжается автоматизация всех производственных процессов внутренней организации работы. Это позволит значительно повысить эффективность работы и систематизировать всю информацию.
Взяли в лизинг очередную технику: на днях пришла промывочная машина, ждем еще несколько. По факту за три года практически всю технику нам удалось обновить.
– Применяете ли в работе опыт других городов? Какие из них по вашему виду деятельности можно назвать передовиками?
– Конечно, опыт изучаем постоянно. Наши технологи, инженеры с коллегами всегда на связи, в режиме обмена мнений. Если говорить про передовиков, то, безусловно, это Москва и Санкт-Петербург в силу большего финансирования. Не думаю, что качество воды в Питере лучше, чем в Кирове, но там лучше в плане парка оборудования, процента износа сетей, оптимизации бизнес-процессов.
Системное решение
– В октябре на рассмотрение областных депутатов планируют внести законопроект о создании в Кировской области единого оператора водоснабжения. Ваше мнение по поводу такой централизации поставщика услуг?
– Прокомментирую не как директор муниципального предприятия, потому что муниципальными активами распоряжается МО «Город Киров», а как гражданин. Есть два варианта развития событий. Первый – оставить всё как есть и продолжать стагнировать. Второй, который предлагается, – попытаться улучшить ситуацию. Мое мнение, что в любом случае надо идти по второму варианту. Эффективность такого пути показывает опыт Кирова. Еще в 2019 году на рынке областного центра было 4 разных предприятия, из них 3 МУПа, мягко скажем, не самые эффективные. После объединения появилась единая техническая политика, единая бухгалтерия, тарифная политика. В первую очередь, улучшение получили жители. Возьмем для примера те же тарифы: сейчас они по всему городу единые, причем не за счет повышения, а за счет снижения в прошлом году в Нововятске, Радужном и Лянгасово. Опыт в Кирове оказался удачным, показал свою результативность, почему бы его не распространить?
Есть и другие моменты. Допустим, сейчас очень много федеральных программ для улучшения ситуации в сфере ЖКХ. Но, чтобы в них заявиться (мы эту тему с Фондом национального благосостояния прорабатывали), необходимо подготовить сложнейшую документацию. Нужны финансовые модели, каких даже банки не требуют. Кто будет готовить все эти документы, если в некоторых селах вовсе нет водоснабжающих организаций, а в других, напротив, работают сразу несколько? И что мы всё время видим в новостях? То этот населенный пункт остался без воды, то другой, то тут, то там аварии на сетях. Потребители жалуются на качество этой воды. Такие проблемы есть и решить их необходимо системно, как раз через создание единого оператора. Мне этот путь кажется правильным, и это путь вперед.
«После объединения появилась единая техническая политика, единая бухгалтерия, тарифная политика. В первую очередь, улучшение получили жители».
– Сети во многих районах в ужасном состоянии. В случае объединения водоканалов «головному» предприятию необходимы огромные финансы, чтобы привести их в порядок...
– Никто и не говорит о том, что сети в районах будут ремонтироваться за счет платежей жителей Кирова. И почему потребители областного центра должны «финансировать» ЖКХ на других территориях? Здесь как раз идет речь о поддержке со стороны государства и доступе к этой поддержке. Государство готово помогать приводить систему ЖКХ в порядок. Недавно проанонсировали очередную федеральную программу – федерация готова софинансировать 60% стоимости работ по модернизации сетей. Механизмы господдержки есть, но надо уметь их получить. К примеру, какому предприятию дадут кредит – убыточному или прибыльному? Конечно, второму. И условия кредитования будут разными: первому дадут деньги, условно, под 6%, второму – под 30%. Если в целом посмотреть концепцию развития ЖКХ в Российской Федерации, в ней прямо прописана необходимость централизации и создания областных предприятий. Этот процесс идет повсеместно, потому что системные вопросы можно решить только системно.
«Что дальше?»
– Каковы ближайшие планы «Водоканала»?
Стратегический – реализовать мероприятия разработанной нами инвестиционной программы, рассчитанной на 10 лет. Они сформированы по запросам самих жителей. Среди первоочередных – реконструкция водозаборных сооружений в Корчемкино (там вода хорошего качества, но может быть еще лучше), решение вопроса по Нововятску, по Коминтерну (ликвидация очистных сооружений и перевод стоков в город), желанная у местных жителей ликвидация очистных сооружения в Дороничах и Захарищево… В целом инвестпрограмма включает в себя реконструкцию очистных сооружений и канализации, перекладку в городе основных сетей, полную автоматизацию всех станций.
Инвестпрограмма оценивается примерно в 7 млрд рублей. Дорого, и мы как раз с нашим областным министерством строительства, энергетики и ЖКХ сейчас прорабатываем вопрос о компенсации части затрат через федеральные программы. Результатом реализации инвестпрограммы должны стать, во-первых, соответствие воды во всех микрорайонах СанПиНу, во-вторых, сокращение на 40% затрат на электроэнергию, в-третьих, повышение эффективности труда сотрудников в два раза.