Накануне ректор Вятского государственного университета Валентин Пугач, возглавляющий ВУЗ с 2010 года, побывал в офисе ГК «ИНМЕДИА», где ответил на вопросы главных редакторов СМИ холдинга.
Мы, а не я
- Когда вы давали последнее большое интервью? - спросил главный редактор «Первоисточника» Антон Погудин у ректора
- Давно. Я сознательно не хотел этого. Из любого интервью можно вырвать любую фразу, которая без контекста и «обвязки» приобретёт совершенно иной смысл. Не хочу навредить ни себе, ни университету. Банкиры говорят, что деньги любят тишину. Так вот образование тоже не требует хайпа и всяких шумных историй. Я часто заворачиваю пресс-релизы, где написано «ректор сказал, ректор сделал, ректор дал поручение». Открывает и делает у-ни-вер-си-тет. Моя зона ответственности - университет. Будет хороший университет, значит и ректор тоже молодец, не сильно мешал ему развиваться (смеется).
- Несколько лет назад я спрашивал у вас, какие профессии вскоре исчезнут и перестанут быть актуальными, - задает следующий вопрос Антон Погудин, продолжая тему с интервью
- И что я ответил? - интересуется Пугач
- Вы точно назвали несколько профессий
- А сейчас я повзрослел (улыбается). Пару лет назад я бы сказал, что вскоре не будет бухгалтеров, юристов, водителей, а будут беспилотные автомобили, искусственный интеллект. Сейчас я гораздо осторожнее отношусь к таким вещам и такого бы не сказал. Я не знаю, какие профессии умрут. Они будут другими. Но с какой скоростью они будут меняться - еще один вопрос. Точных прогнозов никто сделать не может.
Из физиков - в лирики
- А каким будет студент в 2030 году?
- У нас вторую неделю идет «Студенческая осень». И я на нее хожу не только для приятного времяпрепровождения. Для меня это индикатор психологического состояния современных студентов. Каждый год студенты разные. Десять лет назад они были одни, пять лет назад - другие. Во время пандемии и дистанта - третьи. Нынешние студенты не похожи на студентов двух-трехлетней давности. Поколение изменилось. Благополучные времена порождают слабых людей. Слабые люди порождают неблагополучные времена. Неблагополучные времена порождают сильных людей. Мы с вами [обращаясь к участникам встречи - прим.] - из неблагополучных времен. А детей себе вырастили таких, которых надо тренировать. Наши дети рано или поздно приобретут важные компетенции в виде ответственности за себя. Мы хотим в университете заниматься этим вопросом системно. Один из проектов будет заключаться в изменении формата обучения и воспитания студентов, а это неразрывная история, таким образом, чтобы они вышли из университета гармоничными личностями. Включая понимание мира в ретроспективном контексте, какое было прошлое, что в нём было, что происходит сейчас, что будет происходить в будущем, каким я должен стать, что я должен знать и уметь, чтобы ориентироваться. Звучит немного пафосно, но мы это раскладываем на конкретные навыки, компетенции, тренинги, семинары. И всё это вместе, плюс навыки управления своим питанием и образом жизни, мы называем гармоничной личностью. И здесь есть масса вопросов, на которые нужно ответить университету и преподавателям, а потом внедрить в практику и посмотреть, что получается. Условным электрикам привить эти мировоззренческие универсальные компетенции, благодаря которым, по нашим ожиданиям, они будут немного по-другому относиться к жизни.
- Но такой электрик с «прививкой» из этих компетенций, после окончания учебы в университете, попадет в «агрессивную» среду, придет на работу, где опытный Михалыч, работающий 20 лет, может его просто не понять...
- Социум не подготовлен, и это отдельная тема. Образовательные стандарты становятся более универсальными. Тут есть свои плюсы и есть свои минусы. Но двигаться в этом направлении, считаю, всё же нужно. Сегодня очень важно объяснить каждому студенту, что такое хорошо, а что такое плохо. В формате дискуссии, взаимодоверия, диалога. Но ни в коем случае не в формате назидания и диктата. Задача выйти через несколько лет на общеуниверситетский мировоззренческий модуль, который мы вставим во все негуманитарные образовательные программы. Отработаем этот модуль до звона и предъявим его стране. Уже сейчас более 40 российских университетов изъявили желание соучаствовать в разработке всех этих методик либо опробировать их у себя. В августе в нам приезжал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Мы ему презентовали этот модуль. Он же в ответ спросил: А вы знаете, что мы выделили немало денег РГГУ на разработку такой же системы? Ставлю задачу встретиться с ними и обсудить взаимодействие. В сентябре мы встретились с представителями РГГУ. Спрашиваем у них: а ваша программа про что? Ответ: про ценности. А наша программа еще и про то, как это внедрить, кто этим должен заниматься. Историки? Психологи? Философы? Единый мировоззренческий модуль это и знания про физический мир, знания про историю, про философию, как устроен мир. Обобщение и связка между историей и философией, политилогией и политэкономией. Технологические уклады влияли на развитие общества? Конечно! А организация общества влияла на представление мира? Безусловно! Промышленные революции, географические открытия, производительные силы... Все это меняло наш мир.
- Этот модуль по сути отвечает на вопрос, как устроен взрослый мир
- И как в нем себя вести! Мы давно обсуждаем, что современное высшее образование в России, да и во многих вузах мира, не отвечает на эти вопросы. А мы слышим: давайте нам инженеров, айтишников! А что, зачем и почему - ответов на эти вопросы нет
- А физикам и технарям это вообще интересно? Когда я учился, мои сверстники с электротехнического факультета, факультета прикладной математики говорили: «Да зачем нам эта история, зачем нам эта философия?!»
- Это больная тема. И наша задача придумать такую форму занятий, дискуссий и вопросов, которая будет интересна. Мы в свое время, если лекция была скучной, думали о девушках, рисовали. А сейчас студенты, если им будет неинтересно, полезут в телефоны. Но если преподаватель сможет заинтересовать аудиторию... Огромную роль играет мастерство, мотивация.
Кадры и мотивация
- А что педагогический состав?
- Педагогический состав - это междисциплинарная команда, которая сначала должна договориться между собой, чего мы хотим, как мы это будем делать и какими приемами будем пользоваться, договориться, синхронизироваться между собой, самим поучиться. И только после этого команда приходит к пониманию, кто, как и почему будет это делать.
- Как в таком случае оценивать результаты такой работы?
- Один из сложнейших вопросов! Измерить результаты такой работы непросто. Советские и послесоветские федеральные государственные образовательные стандарты были про количество часов - сколько часов нужно вычитать по конкретной теме и что по итогам этих тем студент должен знать. Дважды два - четыре, Волга впадает в Каспийское море и так далее. Было все прописано, легко было составить билеты на экзамены для всей страны, протестировать студентов и ответить на вопрос, сколько студентов сдали на отлично, на хорошо, сколько не сдали, хороший вуз или плохой. Но позже началась эволюция этих стандартов, которые становились все более универсальными, когда студент должен разбираться и в макроэкономике, иметь представления в разных областях. И результаты измерения из конкретных компетенций превратились в описания области знаний, которыми студент должен обладать. И это сразу размыло механизм точного контроля, но с другой стороны позволило вузам делать индивидуальный учебный план. С одной стороны это свобода, творчество, гибкость. С другой - сразу создало риски, где безответственные вузы превратят все это в профанацию. Дискуссии на тему, какими способами мерить и что именно надо мерить в такой работе, проходят у нас постоянно. Иногда сидим допоздна.
- Наверняка, изменились и образовательные программы ВятГУ?
- У нас более 180 образовательных программ. Все из них назвать не смогу - бакаларвские, магистерские, аспирантские. Их очень много. Пять лет назад мы их открывали пачками. Работодатели иногда ко мне обращаются: плохо вы подготовили специалиста. Мол, пришел ко мне, полная ерунда. Да? А я смотрю, его одногруппник уехал в Майкрософт работать. И его учили те же преподаватели. Как фамилия твоего работника? Пупкин? Так он троечник, еле доучился. Какую зарплату ты ему предложил? Двадцать тысяч? За такие деньги ничего не купишь. Предложи зарплату 70 тысяч рублей, наверное, к тебе бы пришел более подготовленный работник. К чему это я? Образовательные программы меняем и будем менять. Стараемся не форсировать количество, делаем упор на качество, с пересмотром и внутренней переконфигурацией набора дисциплин.
Универсальные солдаты для работодателей
- Какие запросы у работодателей на кадры?
- Я немного разочаровался в работодателях. Живут одним днем. Но их можно понять. Им бы ночь простоять, да день продержаться. Им нужно здесь и сейчас. Работодателям нужен такой работник, у которого будет шесть рук, три головы, чтобы он одновременно мог выполнять несколько заданий, чтоб не болел, детей не рожал. И желательно за 20 тысяч рублей в месяц. Больная тема. Работодатели хотят универсальных солдат, творцов. Больная тема.
- Как в таком случае решается кадровый вопрос в университете?
- В отличие от столичных вузов, где суперпрофессора или преподавателя можно перекупить деньгами, в региональных вузах ситуация другая. В маневрах мы ограничены. Но! Приведу пример. По проекту «Водородная энергетика» у нас были определенные наработки. А так как мы состоим в консорциуме, куда входят университеты с Сибири и Урала, к нам начали приезжать ученые из других регионов. Директор института химии и экологии Денис Козулин съездил на несколько конференций и настолько интересно преподнёс атмосферу о нашем университете, что сначала на «разведку» приехали несколько молодых ученых из других университетов и НИИ, которые встретились со мной, посмотрели условия. А потом за ними приехали несколько аспирантов и молодых кандидатов. И понеслось! Статьи в топовых мировых журналах, открытия, пошли наработки, прототипы новых изделий (загибает пальцы). На вопрос, почему вы приехали в ВятГУ, они отвечают: в крупных вузах пробиться достаточно трудно, очень много состоявшихся ученых. А здесь им создали элементарные условия. На этой неделе они пригласили меня показать промежуточные условия.
- Продолжая тему зарплат. Зарплаты в ВУЗе. Находятся ли они в рынке?
- Когда спрашивают про зарплату в ВУЗе, ты начинаешь произносить какую-то цифру. А в ответ: ну понятно! А если убрать зарплату ректора, проректоров, главбуха? Поэтому я сразу говорю: зарплата у преподавателей ВУЗа - разная. Потому что преподаватели разные. У нас активно используется система так называемого «эффективного контракта». У профессорско-преподавательского состава одни ставки, у научно-преподавательского - другие. Согласно Указу Президента, средняя зарплата преподавателя должна быть равна 200% от средней зарплаты в регионе. Мы соответствуем. Средняя зарплата у профессорско-преподавательского состава 67 тысяч рублей. Но я не смогу конкурировать с ведущими вузами страны в части зарплат. Даже с региональными монстрами соперничать сложно. Например, зарплата айтишников точно не в рынке. И для меня это проблема. Я не могу предложить специалисту в айти, да еще остепенённому, зарплату в 300-400 тысяч, которую ему могут дать на федеральном уровне. Он ведь может никуда не уезжать, работать на удаленке и получать сотни тысяч рублей в месяц.
- От зарплат переходим к стипендиям. Насколько они большие?
- Стипендий много, они разные. Есть академическая, есть социальная, есть повышенная. Есть именные стипендии Президента и правительства России. Минимальная базовая стипендия 2800 рублей. Бывают и более 10-15 тысяч дополнительно к базовой. Повышенные стипендии могут получить до 10 процентов от всех студентов, кто их получает. Но получать их могут только бюджетники. Есть студенты, которые получают стипендии в 28 тысяч рублей. Но эта сумма может меняться. Есть определенная сумма. Если получателей стипендии стало больше, сумма делится на бóльшее количество получателей, а сумма снижается. По результатам конкурса «Студенческий стартап» Фонда содействия инновациям 6 студентов ВятГУ получили по одному миллиону рублей.
- Почему только бюджетники могут получить стипендию?
- Это отдельная проблема. Студенты-платники жалуются, что для них возможностей меньше. Так построено законодательство. Были б у нас лишние деньги, я бы мог установить дополнительную стипендию ректора. Но этот год выдался финансово тяжелым. Мы несколько лет не повышали стоимости обучения. А затраты в этом году удвоились. На охрану, на коммуналку, на ремонт. Стоимость обучения одного студента-бюджетника в среднем составляет 120 тысяч рублей в год. А платники, согласно указу минобра, должны стоить столько же, либо больше. Этот ответ на вопрос, сколько стоит учиться. Столько, сколько нам сказало государство. В Москве стоимость платного обучения может быть в несколько раз дороже бюджетного. Для Кирова такие деньги неадекватные, и мы не делаем стоимость платного обучения дороже стоимости бюджетного обучения. А по некоторым специальностям пытаемся делать скидки, хотя бы на первый-второй курс, если у нас есть свободные средства. Повышение стоимости обучения на следующий учебный год мы еще не обсуждали. Поймите, всё, что происходит в университете, от побелки стен до приобретения компьютеров делается только на внебюджетные деньги. Сейчас, например, пришло время ремонтировать бассейн. Настала пора замены очистительной системы. На это минобр мне денег не даст. Только внебюджетные деньги. Покрытие в спортивной арене на Орловской, 12 нужно заново покрывать лаком. Компьютеров в этом году маловато купили. Зарплату преподавателям хотелось бы поднять.
«Звонят ректоры из соседних регионов, жалуются, говорят, хватит куражиться»
- Ведет ли ВУЗ статистику трудоустройства выпускников? Если судить по журналистике, то в СМИ приходят единицы
- Более 90% выпускников педагогических профессий ВятГУ трудоустраивается. Но, к сожалению, из-за невысоких зарплат начинающие специалисты меняют работу. Через три года после окончания учебы начинаются очень серьезные кадровые потери. Остаются в профессии меньше половины. Пока не сделать зарплату преподавателю в школах в два раза больше, вы его не удержите. Он уедет либо в другие регионы, где больше зарплата, либо в репетиторство. Отчётов не надо, бумажек не надо. Сам себе начальник. Отчитал свои предметы - получил деньги. А подготовка к ЕГЭ стоит еще дороже. Это же касается и технических специальностей. Наши выпускники работают в Казани, в Ижевске, в концерне «Калашников». Почему? Зарплата в два раза больше. Хотите больше выпускников на своих предприятиях? Приходите в университет, давайте поговорим. Вы можете предложить им какую-то собственную стипендию, зацепить их таким крючком. К нам обратился Омутнинский металлургический завод. Говорят, нам нужны металлурги. Отвечаем: у нас нет и никогда не было металлургии. Чтобы открыть это направление, нам надо построить учебную печь. Завод предложил сделать все практические вещи у них, сделать при заводе учебный центр. Мы подсчитали, сколько нужно сделать для открытия направления. Завод всё выполнил. Это совсем другой разговор с предприятием. И за несколько лет закрыли потребность завода в кадрах. Я могу объявить набор не на 25-50, а 250 человек по инженерке. А сколько ко мне придет отличников и хорошистов на эту специальность. Пять лет назад физику сдавали 80% школьников, а в этом году всего 14%! Какие претензии в таком случае можно предъявить вузу, что он плохо готовит инженеров? Только успешно сдавшие физику пошли на инженерку.
- Какой процент соотношения: студенты из Кировской области и те, кто приехал к нам?
- 75% - студенты из Кировской области, 19% - студенты из других городов. 6% - иностранцы. Это я про очников. Из других регионов РФ у нас учатся студенты из Коми, Костромы, Вологды, Марий Эл, Астрахани и из многих других городов страны. Мы явлемся насосом по притоку сюда дополнительных кадров. Ректоры из соседних регионов звонят, жалуются, говорят, хватит куражиться, просят не отгрызать их абитуриентские ресурсы. На заочке 59% студентов из Кировской области, из других регионов - 39%. Когда произошло объединение университетов, мы стали больше, и стали конкурировать с Нижним Новгородом, Казанью. И конкуренция стала жестче. Потому что там соперники гораздо жестче и сильнее. С Казанью конкурировать сложнее. Из Вятских Полян до Казани есть электричка. А до Кирова нет. Другой вопрос, куда потом деваются выпускники. Мы создали целый отдел, чтобы ответить на этот вопрос. Подготовка студентов к взаимодействию с работодателем стала жизненным циклом на весь срок обучения. А на старших курсах мы спрашиваем у студентов, определились ли они, где будут работать. Стараемся выгоднее его пристроить на работу. У меня есть соглашение со службой занятости. И если кто-то из выпускников ВятГУ приходит туда в течение месяца, мне приходит сводочка. И я несколько раз с гордостью публиковал такие данные, что за прошедшие полгода выпускники ВятГУ в центр занятости не обращались. А если есть такие обращения, пишу директору института или декану, разбираемся в ситуации. У нас дефицитный по кадрам регион. Кто хочет работать, тот найдет работу.
- Сколько из выпускников ВятГУ остаются после окончания учебы?
- Из числа иностранцев - примерно половина. Они приехали в Россию и остаются в стране. Африканцы, например, очень хорошо устраиваются в посольства. Присылают мне видео, как гуляют по Маросейке в костюмах. Студент из Таджикистана отучился у нас, защитился, а сейчас преподает в политехническом институте. Электротехнику читает. Те, кто уехали, быстро делают хорошую карьеру. Особенно по инженерке продвигаются. Там наблюдается дефицит кадров. Я давно предлагаю придумать и внедрить стимулы, поощрения за количество выпускников школ, которые остались учиться в Кировской области, за количество выпускников, которые записались на сдачуфизики. Считал и считаю, что физика должна стать обязательной дисциплиной. Для тех, кто не изучает физику, весь мир наполнен чудесами и колдовством!
«Для Кировской области, которой падать уже некуда, текущая ситуация - ситуация возможностей»
- Стало ли легче продвигать свои идеи по развитию высшего образования с приходом новой команды в правительство Кировской области?
- Мне кажется, рановато об этом говорить с уверенностью, но подход губернатора мне нравится. Не хочу лебезить, но я вижу, что Александр Соколов начал давать правильные поручения, есть силы и желание контролировать их выполнение. Принципиальные подходы - правильные. Как это будет воплощаться в жизни - будем посмотреть. Новое правительство еще должно стать командой. Региону должно когда-то повезти с правильным руководством. Все предпосылки для этого есть. Накоплена колоссальная куча проблем. Разгребать их - тяжкий, неблагодарный труд. На долгие годы. К концу первого срока, возможно, начнут проявляться системные улучшения. Но и быстрые эффекты тоже нужны. Где-то нужные системные решения, вкладывать туда деньги при отсутствии видимых сразу эффектов. Это очень сложный квест, который надо пройти. Для Кировской области, которой падать уже некуда, текущая ситуация - ситуация возможностей. Начиная от оборонзаказа, открытия импортозамещающих производств, модернизации и инвестиции. У нас для этого есть инфраструктура, есть квалифицированные кадры. Да, их не хватает, их надо менять. Считаю, что нужно менять подготовку специальностей, которые область готовит по средне-специальному образованию. Оборонка кричит! Зачем нам за бюджетные деньги готовить по 500-800 автослесарей, если вы не готовите токарей, фрезеровщиков или готовите, но мало! Не те специальности, не то количество, не та пропорция. Новый министр промышленности меня в этом поддержал.
- Насколько ректор ВятГУ тесно связан с политикой?
- Когда я работал главным федеральным инспектором, заниматься политикой было моей профессиональной обязанностью. Когда я перестал быть главным федеральным инспектором, я сказал: я теперь не политик, я управленец по своей зоне ответственности. А моя зона ответственности - это Вятский государственный университет. Эта зона ответственности включает в себя выстраивание конструктивных, рабочих отношений с представителям бизнеса, власти или влиятельных персон. Я перешел в позицию наблюдателя, советчика, консультанта. Деятельность политических партий запрещена в университете по закону об образовании. Мы стараемся соблюдать равноудаленность. Нет, я не политик.
«Я давно объелся иностранщины»
- Как проводите свободное время? Чем любите заниматься?
- Иногда с удовольствием готовлю. Стоит мне увидеть открытый огонь на даче или в походе - руки сами начинают жарить мясо, рыбу, готовить. Это отдельный вид досуга. В свободное время люблю заниматься спортом. Люблю рукопашный бой и бадминтон. Музыку. Катушечный магнитофон. Летом иногда мотоцикл, сейчас реже.
- Когда ездите на мотоцикле на дальние поездки, штрафы не приходят?
- Последние два года нет. После того, как я съездил в Севастополь и привез штрафов на 18 тысяч рублей, я понял, что с этим надо что-то делать.. Думаю, мы своим внукам будем рассказывать, что было время, когда я ездил на мотоцикле со скоростью 250 км/ч. Это было на автобане в Европе. В Кирове с такой скоростью не езжу.
- Что для вас лучший отдых летом – поездка за рубеж или две недели на даче?
- Я давно объелся иностранщины. У многих есть комплексы низкопоклонства перед этой иностранщиной. Кто-то с возрастом и опытом от этого избавляется, а кто-то, наоборот, становится апологетом этого нашего низкопоклонства. Я много ездил за границу в командировки, иногда – в отпуск.Посмотрел и туристические, и нетуристические подробности, поэтому знаю и лицевую, и изнаночную сторону всей этой иностранщины. Уважаю за всё хорошее и реально оценивают стоимость и оборотную сторону блеска и красоты, к примеру, Европы, Гонконга или США. Так что, конечно же, выберу дачу.
Беседовали Роман Данилин, Инга Дектерева, Анастасия Белова, Артём Подпругин, Антон Погудин, Александр Грислис и Михаил Куликов.