3 марта в Галерее Прогресса в Кирове открылась выставка современного искусства «Сейф Спейс» (6+). В переводе это означает безопасное место. Автором проекта является омская художница Алена Шапарь, а дать возможность показать его зрителям автору помогает куратор и арт-блогер Алёна Алексеева.
Куратор современного искусства - звучит как новая и неизведанная профессия. Прежде чем мы окунемся в мир выставки, давайте разберемся, кто такой куратор и что такое современное искусство.
Куратор – это человек, который организовывает выставку и в общем-то является медиатором между зрителем и художником. Моя цель сделать из просто работ художника целую историю, которую созерцатель должен от начала до конца посмотреть и проникнуться той идеей, которую хотел сказать автор. А если это выставка нескольких художников - объединить все голоса в единый хор и показать зрителю цельное произведение, а не отдельные элементы, чтобы все воспринималось, как единое целое, - объяснила Алёна Алексеева.
По словам арт-блогера современное искусство рефлексирует на сегодняшнюю жизнь. Каждый художник видит эту жизнь и события по-разному. Но он старается быть максимально объективным и реагировать на социально-политические и экологические вопросы с его точки зрения, выражать свое видение к этим ним и задавать вопросы обществу.
Современное искусство – это актуальное нашему времени искусство. При чем эта актуальность может быть выражена в материалах. Художник сам выбирает, с чем ему работать. Современное искусство должно будущим поколениям показать время, в которое мы с вами живем. И сделать это максимально честно, - рассказала Алена Алексеева.
Помимо кураторства арт-блогер проводит лекции и вебинары для художников. На одном из таких обучений она познакомилась с Алёной Шапарь. Проследя ее творческий путь, Алёна Алексеева предложила молодой художнице сделать выставку на тему безопасного места.
Это проект о том, как в современном мире взрослому человеку окунуться в детское состояние безопасности. Проект позволяет почувствовать себя в детском шалаше, который многие строили. С помощью объектов выставки таких как, например, ковёр на стене, советская посуда, шалаш, мы обращаемся вот к этим ощущениям, того ребенка, которыми мы были раньше и пытаемся вытянуть чувства спокойствия и умиротворения, - пояснила Алена Алексеева.
Для реализации проекта автор использовала ткань. Было взято 60 метров хлопчатобумажного полотна и расписано в технике «тай дай». После на ткани были нарисованы картины.
Картина «Окно»
Деревянное окно с решеткой, батарея, на которой сушится белье. Это то, что дети 80-х,90-х и 2000-х видели у себя дома.
Здесь нет ничего негативного. Это просто действительность, в которой жили дети, - сообщает Алена Алексеева.
Картина «Консерватор»
На картине изображен автопортрет Алены Шапарь. На нем художница на трёхглазом тигре. Это ее тотемное животное, которое присутствует во многих её работах. Здесь она борется с консерватизмом старого искусства и пробивает дорогу молодым художникам.
У картины очень интересная история. Эта работа была создана для проекта «М» в Омске. Он включает в себя выставки в подземном переходе. В Омске длинный переход, который планировался, как станция метро. Но оно там так и не открылось, и скорее всего, его там так никогда и не будет. И местные художники объединившись с «Музеем имени М.А. Врубеля» сделали проект, в котором ежегодно или даже два раза в год делали разнообразные инсталляции в подземном переходе. И эта работа принимала в нем участие. Картина висела в переходе несколько месяцев, и что интересно, она совершенно от этого не пострадала: ни от холода, ни от вандалов, ни от зрителей, - поделилась Алена Алексеева.
Также эту картину арт-блогер приобрела в свою коллекцию задолго до выставки «Сейф Спейс».
Гамак с игрушками
На полотне, которое подвешено в виде гамака, сидят игрушки из детства Алёны Шапарь. Все они взаимодействовали с художницей в детстве и приехали на выставку.
Игрушка слоник - это самая близкая игрушка автора. Он представляет большую ценность для неё, - рассказала Алена Алексеева.
Шкаф с книгами
Это такой многоликий разум детей из 90-х. Перед созданием выставки мы провели опрос в соцсетях на тему, какие книги и вещи люди вспоминают, когда думаю о детстве, какие игрушки они хотели иметь, но им никогда не покупали, какие книжки они читали. И тут как раз собраны названия тех книг, о которых говорили опрошенные. Некоторые книги остались без названия, но имеют свою историю, - объяснила куратор проекта.
Ковёр на стене
Такой предмет интерьера существовал, если не во всех, то в большинстве советских квартир. На выставке их целых два. Один - настоящий, и размещен на полу у дивана, а второй - нарисованный, и висит на стене.
Чемодан с токсичным приданым
Это любимая работа Алёны Шапарь. У него тоже интересная история. Он приехал к нам с групповой выставки музея современного искусства в Москве. Это история о чемодане с токсичным приданым. В нем собраны фразы, которые нам так или иначе говорили в детстве. Например, « У тебя что, своего дома нет?», - рассказала Алена Алексеева.
Тельняшка «Папа дома»
Эта работа о том состоянии ребенка, когда отец приходит домой. Потому что часто глава семьи редко находился дома из-за работы или он вовсе не жил с семьей. А когда папа приходит домой или в гости, ребенку радостно. Появляется ощущение папы дома.
Детское покрывало
Раньше в таком покрывале выписывали детей из роддома. Для девочек они были розовые, для мальчиков голубые. На выставке представлено зелёное.
Мы можем предположить, что или в роддоме дали такое, или оно просто присутствовало в жизни ребенка. На нем изображена нечитаемая надпись, но на самом деле тут написано «Писать и спать». Кому-то она может показаться грубой. Но на самом деле это просто фраза, которую многие слышали перед сном. И это одеяло возможно было свидетелем таких фраз много раз, - пояснила куратор выставки.
Помимо картин на выставке присутствуют две куклы. Одна с лицом кумира многих девчонок Тимати Шаламе, а другая с лицом автора - Алёны Шапарь. В чём задумка? К сожалению, у художницы не всегда есть возможность приезжать на свои выставки. В таком случае она посылает своего «двойника» и у зрителя появляется возможность хотя бы так повзаимодействовать с автором работ.
Подвесные конструкции
Они воссоздают шалаш. С помощью них зритель, надеюсь, почувствует себя уютно. И сможет успокоиться и повеселиться. Вспомнить ощущение детства и перенести его во взрослую жизнь, - добавила Алёна Алексеева.
Медведь
Так как для взрослого человека плюшевый медведь не представляет никакой ценности, автор заточила их внутрь прозрачного медведя. С ним уже не пообнимаешься, у него острые углы, зато он не пачкается и напоминает о детстве.
Объектов на выставке много. Как же они добрались до нас? По словам куратора, тканевые объекты перевозить легко. Их нужно только сложить.
Качественные материалы позволяют нам их складывать и с работами ничего не происходит. А крупные объекты оборачиваем в бумагу или пупырчатую пленку.
Но не всегда такие меры предосторожности могут спасти работы. Так, к сожалению, произошло и в этот раз. Одна из картин подпортилась и ждет реставрационных работ своей хозяйки, но при этом всё равно участвует в выставке.
Данную выставку уже показывали в Белгороде. Это первый город, который увидел «Безопасное место». 3 марта она открылась в Кирове и продлится ровно месяц. Дальше работу повезут в город Чайковский Республики Удмуртия, после в Нижний Новгород.
Может быть, получится её показать ещё и в Омске, родном городе Алёны Шапарь, но мы пока работаем над этим. Мы планируем охватить 5-6 городов России, - сообщила Алена Алексеева.
Чаще всего выставку посещали подростки и молодые люди: от 16 до 35 лет. Их внимание больше привлекали ковёр, окно с колготками на батарее и кукла Тимати.
А вот объект, который сделан как раз для селфи, который должен был доказать этому внутреннему ребенку, что ты хороший, ты молодец остался почти без внимания, - поделилась куратор.
В конце беседы арт-блогер поделилась своими ожиданиями от выставки.
Я хочу, чтобы её увидели как можно больше людей. Пообщавшись с Наталией, арт-директором «Галереи Прогресса», я поняла, что региональный зритель и кировский зритель, в частности, не привык к современному искусству и часто воспринимает его как что-то чужое, с отторжением. Просто потому что мало художников из Кирова, которые делают современное искусство, привозят сюда свои выставки. И другие художники сюда мало приезжают. Поэтому у зрителя создается впечатление, что искусство - это до сих пор только академическая школа и классическая архитектура, а ведь это не так. И мне хочется расширить мнение зрителей всех возрастов, что такое самовыражение художников тоже возможно, и что это тоже ценно и заслуживает внимания. Наша цель не шокировать, а познакомить кировского зрителя с работами, которые часто не вписываются в определение искусства.
(16+)