Какой должна быть инфляция для комфортной жизни?

Представители банковского сектора обсуждали реализацию денежно-кредитной политики, которую проводит регулятор.

В 2021 году Банк России приступил к проведению комплексного анализа своей денежно-кредитной политики (ДКП) за период таргетирования инфляции (ИТ, англ. Inflation Targeting) — Обзора денежно-кредитной политики (Обзор ДКП). По его итогам регулятор примет решение о сохранении или уточнении параметров денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика Банка России направлена на поддержание ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста, - напомнили в ЦБ.

Для решения этой задачи с 2015 года Банк России использует режим таргетирования инфляции. Переход к новой стратегии ДКП проходил в сложный для страны период. Во второй половине 2014 года Россия столкнулась с сильным ухудшением внешних условий, глубоким падением цен на нефть, санкциями против российских компаний и банков, резким ослаблением рубля и ускорением инфляции. К марту 2015 года годовая инфляция ускорилась почти до 17%. Аналогичного уровня инфляция достигла и в 2022 году.

Экономика это пережила, но так быть не должно. Такой уровень инфляции недопустим в качестве устойчивого, - уточнил заместитель Председателя Банка России Алексей Заботкин.

Доклад по ДКП обсуждали в смешанном формате. Часть спикеров находились в Нижнем Новгороде. А эксперты из приволжских регионов присоединились к консультации дистанционно.

В обсуждении приняли участие заместитель Председателя Банка России Алексей Заботкин, директор Департамента денежно-кредитной политики Кирилл Тремасов – ключевые эксперты Банка России, представители органов исполнительной власти Кировской области, а также бизнесмены и банкиры. С докладом ЦБ для общественных консультаций можно ознакомиться здесь.

Вторая же часть была посвящена обсуждению ранее озвученных тезисов. В первую очередь журналистов, освещавших событие, интересовал вопрос инфляции в стране.

Если курс национальной валюты к иностранным резко ослабевает и не возвращается к своим предыдущим значениям, как происходило в 2008 и 2014 годах, то за этим, безусловно, происходит значительный рост цен, поскольку весь масштаб импортных цен перестраивается на новые соотношения. То, что при этом упускается из вида, - что безвозвратное ослабление национальной валюты практически во всех случаях - результат избыточно мягкой денежно-кредитной политики и каких-то дисбалансов, которые накоплены в системе. А если накопленных уязвимостей нет, тогда эффекты будут краткосрочными. И да, это то, что произошло в последний год. Были колебания курса. В определенное время за один евро и доллар давали около 130 рублей, потом опустился до 52. Сейчас мы имеем годовые темпы роста цен на уровне 4%. Сейчас они даже ниже. Это то, на что нацелена денежно-кредитная политика. Долгосрочно динамика обменного курса отражает разницу в инфляции, а не наоборот. Долгосрочно не курс влияет на инфляцию, а инфляция влияет на устойчивость валюты, - рассказал заместитель Председателя Банка России Алексей Заботкин.

Один из вопросов, прозвучавший из Самары, мог показаться забавным и дилетантским лишь на первый взгляд. А звучал он следующим образом: «Сможем ли мы когда-нибудь достичь такого уровня развития экономики, чтобы большинство наших граждан получало достойную заработную плату, а цены росли минимальными темпами?»

Этот вопрос касается целей экономической политики, в том числе денежно-кредитная политика. В конечном счете ее задача - это повышение благосостояния граждан. Минимальные темпы роста цен для всех разные. Главное, чтобы они были предсказуемые и небольшие. Чтобы темпы роста цен не влияли на готовность граждан сберегать деньги в национальной валюте или чтобы темпы роста инфляции не стимулировали граждан к ажиотажному спросу, - добавил Алексей Заботкин. - Мы считаем, что вопрос о рассмотрении более высокой цели по инфляции, чем вблизи 4%, целей по инфляции, стоять не может. Цифры по инфляции от 5% и выше - это та инфляция, которую граждане воспринимают как высокую. Что касается роста зарплат, то он в первую очередь определяется производительностью труда. Если рост производительности труда отстает постоянно от роста зарплат, то будет производиться недостаточно товаров для удовлетворения расширяющийся спроса, который будет предъявляться более высокими зарплатами. И в итоге рост цен и инфляция «съедят» рост зарплат. А чтобы этого не происходило, мы также стремимся инфляцию удерживать под контролем.

Участники также затронули тему ипотечного кредитования. Как известно, ставки по ипотеке, которые устанавливают коммерческие банки, напрямую зависят от ключевой ставки, которую устанавливает ЦБ. Сейчас ключевая ставка 7,5%.

Доступность жилья определяется, в том числе, ипотечной ставкой. И, в свою очередь, на ставку, безусловно, влияет уровень инфляции. Банки закладывают ожидаемый рост цен в кредитные ставки, чтобы инфляция не обесценила их вложения, потому что это их риски и риски тех людей, которые доверяют банку свои деньги. И в результате если инфляция растет, растут и ставки по кредитам. А когда замедляется рост цен, то и ставки на банковские продукты становятся более привлекательными. Когда мы переходили к инфляционному таргетированию в 2015 году, ситуация в экономике была очень непростой. Инфляция достигала двузначных значений. И ставка по кредитам на приобретение жилья была где-то 12%. Но в середине 2017 года ДКП Банка России обеспечила снижение инфляции до 4%, и рынок ипотеки оживился. Кредитный портфель по ипотеке растет. Сейчас ипотечный кредит можно получить по ставке в среднем 8%, - уточнила начальник Волго-Вятского ГУ Банка России Лариса Павлова.

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23a1p3
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn