На фоне сильных морозов, установившихся на территории Кировской области, ведущие программы Владимир Сметанин и Дарья Топузлиева поинтересовались у профильного замминистра, как переживают столь низкие температуры лесные жители.
Большинство животных, обитающих на нашей территории, к морозам приспособлены. У них есть биологические механизмы защиты от морозов. Это и шерсть с полым волосом у лосей, которая им позволяет создавать воздушную прослойку. Боровая птица, такая, как глухарь, тетерев, рябчик, может, например, закапываться в лунку в снегу. Все животные достаточно успешно переносят морозы. За исключением, наверное, кабанов, которые к нам пришли исторически с юга, поэтому они более теплолюбивые. Плюс для них проблема это глубина снежного покрова. Им тяжело добывать корм, поэтому наше основное усилие по подкормке в области сосредоточено именно на кабанах.
Что касается пернатых жителей области, то люди сейчас, на мой взгляд, стали более активно кормить маленьких птиц.
Ведется подкормка кабанов на кормушках вывозят зерно и зерноотходы. Охотники подкармливают кабанов, чтобы помочь им пережить зиму. Подкормка кабанов - это и работа по недопущению распространения африканской чумы свиней. Она нужна, чтобы кабаны находились в одном месте, никуда не ходили, не контактировали, не заражались и не распространяли заболевания дальше.
Кормушку делают там, где есть следы кабана. Видно, что здесь они появляются, чтобы они нашли кормушку. Стационарные кормушки делают большие, с крышей, чтобы зерно там не заметало. Кто-то просто насыпает зерно на снег, а потом кабаны вытаптывают площадку. Самое главное это привлечь кабана. Когда он найдет подкормку, он будет где-то здесь держаться. Ну и частота выкладки корма зависит от частоты посещения. У кабанов территориальность не выражена. Зимой у кормушки может скопиться большое количество разных семей кабанов. Они там, где есть доступный корм, они туда стягиваются. У них нет территориальной конкуренции. Они не гоняют друг друга, не дерутся. Да, они могут отогнать сородичей от корма. Но чтобы не пускать другую семью - нет, такого не бывает.
Мы целенаправленно снизили численность кабана в области. Это связано, в том числе, и с борьбой с АЧС. Проблема эта давняя. Раньше африканскую чуму свиней регистрировали только в соседних регионах. А в 2023 году был зафиксирован первый случай и в Кировской области, в Санчурском районе. И контроль численности кабана на небольшом уровне нам помогает в этом, чтобы исключить распространение заболевания. Сейчас карантин по АЧС в области снят, но меры профилактики ведутся постоянно. В первую очередь это, конечно, обследование охотугодий, то есть поиск трупов кабанов, потому что по погибшим животным быстрее всего выявить вообще наличие заболевания. Второе это обязательно проверка всех добытых кабанов в ветстанции, в том числе, и на африканскую чуму свиней. Это, так называемый, пассивный мониторинг, когда все добытые животные проверяются, в случае если кабан оказывается зараженный, объявляется карантин и соответственно мероприятие проводятся. Это прям обязанность охотника при добыче кабана сдать анализы. Это обязанность охотников и простой здравый смысл. Вопрос очень серьезный. У нас в области есть крупные свинокомплексы, которые являются значимыми и для экономики региона, и для питания жителей, поэтому, конечно, задача стоит защитить и эти свинокомплексы, защитить.
Кабана у нас немного. По нормативу она должна быть не больше 0,25 кабана на тысячу га, и в принципе, по всей области эта численность по данным учетам исполняется. Единственное, что необходимо понимать, что эта численность по данным на февраль, когда проводятся учетные работы. А далее у кабанов появляется приплод, идет миграция животных. Кабан не находится у одной елки, они перемещаются по угодиям в поисках корма. У них есть определенная миграционная активность, поэтому такие скопления и могут наблюдаться, а жители могут обращаться и видеть семьи кабанов, в том числе, и выходящих на садово-огородные участки.
Также ведущие и гость программы остановились на вопросе регулирования численности волков на территории Кировской области
Сигналы о появлении волков приходят ежегодно, потому что для волка прийти в деревню и поймать собаку - это самый простой способ найти себе пропитание. Мы реагируем на такие сигналы, проверяем, потому что не всегда они подтверждаются. Например, две недели назад был сигнал из Верхнекамского района. Инспектор выехал, говорит, что вокруг деревни волки ходят, но в центре населенного пункта были собачьи следы. Но это не исключает, конечно, появление волков, они повторюсь, заходят в населенные пункты. Такое может произойти в любой момент. Если информация о заходе волков подтверждается, ориентируем местных охотников на максимально оперативную охоту на волков. Либо их добывают, либо вынуждают их уйти от населённого пункта. Достаточно длительное время у нас в общедоступных угодиях действует мера поощрения для охотников - предоставляем приоритетное право получения разрешения на добычу лося, кабана и медведя. Мы видим, что интерес охотников к добыче волков возрос. Второй год выделяются средства на поощрение добычи волков, на компенсацию затрат.
Охота на волков дорогая, очень трудоемкая. У нас сейчас в каждом районе платится определённая выплата - до 15 тысяч рублей за одного волка. В том году общая сумма выплат была полтора миллиона, в этом году уже больше трех миллионов выплачено охотникам за добычу волков.
По нашим данным, с начала года в области добыто 254 волка. Хорошая цифра. Не рекорд, но хорошая. Рекорд у нас был 299 волков за год. Хотя у нас и год еще не закончился. До трехсот волков не дойдем, но цифра еще повысится. Больше всего волков добыто в Нагорском, Шабалинском и Мурашинском районах. По оценкам экспертов, в области на данный момент обитают 500-600 волков. Добыть их всех не получится из-за хорошей кормовой базы и постоянной миграции с тех территорий, где добыча волков не налажена, как у нас. Конечно, если добывать большое количество волков из года в год, волка придется брать под защиту. Но пока говорить об этом рано.
Дмитрий Анисимов также рассказал о других видах охоты, распространенных в регионе.
Наиболее популярна у вятских охотников добыча лося и кабана. Также популярна охота на зайца. По следам на снегу найти животных легче. Сейчас все еще разрешена охота на боровую дичь - рябчика и тетерева. А вот популярность охоты на пушных животных, таких, как куница или бобр, в области падает из-за низкой стоимости пушнины. Самих пушных животных много. Постоянно приходят обращения от дорожных служб, от железнодорожников о подтоплении дорог, когда бобры сделали себе жилище. Но заниматься охотой на пушного зверя невыгодно. Дорогие капканы, много труда, а эффект невысокий.
Остаются энтузиасты, которым это нравится. Если сейчас начать составлять список того, что нужно охотнику, я думаю, получится очень прилично. Стать охотником дорого. Стать охотником - дорого. Происходит взросление среднего охотника. Причины разные. Справка медицинская порядка 8 тысяч рублей стоит, лицензия на получение оружия стоит 2 тысячи рублей. Это уже 10 тысяч. Само оружие дорогое, плюс еще сейф надо купить, пройти обучение на обращение с оружием. Подорожали и боеприпасы. Выросла цена пороха.
По словам замминистра, часть охотников в последнее время уже «не устраивает жить где-то в сторожке, ограниченных условиях и кипятить воду в котелке».
Люди разные, кто-то как раз едет в тайгу в сторожку, в какую-то охотничую избушку, им за счастье пожить без связи. Есть, конечно, люди, у которых есть желание получить определенный уровень комфорта, поэтому они просят уже какие-то базы.
Обсудив правила охоты, Дмитрий Анисимов также остановился на установке заградительных сетей вдоль автомобильных дорог.
На Южном обходе Кирова проблема ДТП с участием диких животных. В последние 10 лет стало больше ДТП с участием диких животных. Опыт других субъектов показал, что одним из способов предотвращения могут стать сетки, установленные на участках концентрации аварии. Но это работа министерства транспорта, а не минохраны. Одна из действительных мер по предотвращению таких ДТП это установка заградительных сетей вдоль дорог. До установки сетки на Южном обходе было три ДТП с участием диких животных. После установки - ни одного. И на прилегающей территории тоже. На сегодня проблемными с точки зрения ДТП с дикими животными являются Яранский район от Яранска в сторону Марий Эл, а также Свечинский и Кирово-Чепецкий и Орловский районы. Да, иск за сбитого лося составляет 80 тысяч рублей. Но если у человека есть действующий полис ОСАГО, платить будет страховая компания. Но это не отменяет факта ремонта самой машины.