Анастасия, как давно вы уже в профессии?
В дефектоскопии я работаю с 2010 года. Раньше трудилась на железной дороге, на ультразвуке и магнитно-порошковом контроле. На «Маяке» я уже год. Что удивительно, пришли с напарницей сюда в один день.
Где нужно учиться, чтобы стать дефектоскопистом?
Училась я в Нижнем Новгороде в Дортехшколе, по специальности дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю, но там давали только 4-й разряд.
То есть для того, чтобы прийти работать по данной специальности, нужно отучиться всего полгода?
Конечно, нет. С 4-м разрядом вы мало что сделаете, надо дальше идти. Каждый год я повышала свой разряд. На железной дороге их было шесть, до шестого и поднялась. Дальше училась уже на уровни. На каждый вид контроля - свой уровень Эти «корочки» я получала уже в Ижевске.
Получается, по всей стране нужно «покататься», чтобы научиться и стать профессионалом?
Именно так (уыбается). Еще я училась в Екатеринбурге на визуально-измерительный контроль.
Одним словом, здесь очень многое нужно знать и уметь.
Сейчас мне на «Маяке» работать легко: тут хороший рентген. Не надо столько уровней получать, в ультразвуке понимать и в магнитно-порошковом контроле. И приборов, соответственно, уже не нужно так много. Здесь у нас один, который заменяет собой практически все.
Но те знания, которые я получила, конечно, помогают
Вы продолжаете развиваться в своем направлении?
Вот уже 15 лет. Напарница у меня тоже очень долго работает, она уже выработала «вредный» стаж. Путь у нас, и правда, длинный
Является ли ваша работа опасной, вредной?
У нас идет первая сетка вредности. Чтобы выйти на пенсию, нам, женщинам, нужно выработать всего 7,5 лет. Да, здесь присутствует излучение, но если соблюдать элементарные правила техники безопасности, вредного воздействия не будет. Как на флюорографии или рентгене работать, с той лишь разницей, что мы не человека просвечиваем, а металл. И у нас здесь двери свинцовые – все как положено. Дефектоскопист наблюдает за процессом через камеры.
Расскажите о сути работы. Чем занимается дефектоскопист?
Мы контролируем качество деталей. Нам приносят изделия, а мы выявляем внутренние трещины, дефекты, если они есть. За основу взяты образцы, мы на них смотрим, сравниваем и пропускаем либо не пропускаем изделие дальше. Осматриваем сварные швы, т.к. на них бывают «раковины», поры, прижоги и все, что угодно – любые отклонения от образца. Нам важно выявить, продукция пригодна для эксплуатации или она попадет в брак.
Ваша работа напрямую связана с безопасностью. Чувствуете ли вы особую ответственность, зная, что от качества вашей проверки зависят жизни людей?
Конечно! Работа у нас очень ответственная, поэтому стараемся, изучаем все внимательно. Иногда бывает, что другие цеха сомневаются и даже приносят к нам детали, которые не предназначены для рентгена. Мы их тоже смотрим, потому что понимаем важность целостности всех деталей.
Новый комплекс позволяет видеть дефекты, которые раньше было не разглядеть. Это как перейти от обычного телевизора к современному 4K. Что самое удивительное вы уже успели обнаружить?
Приведу в пример детали, что сейчас на экране. Смотрели на них через обычные рентгеновские снимки – ничего не выявили. Посмотрели на новом приборе – оказалось, что есть дефекты! Потому что на нем можно увеличить изображение вплоть до пикселя, на пленке это сделать невозможно. И, естественно, такие изменения очень радуют, потому что в разы выросла и скорость работы, и качество.
На этом аппарате можно двигать и вращать детали, чтобы осмотреть их со всех сторон под любым углом. Сама установка более компактная, чем обычный рентген-аппарат, который использовали раньше. И программа, с помощью которой осуществляется работа, понятная, логичная и на русском языке, потому что она разработана в России, как и сам аппарат.
У вас ответственная, сложная и высокоточная работа, требует концентрации. Как справляетесь со стрессом?
Я сама по себе очень позитивный человек – это помогает. Да, конечно, иногда бывает негатив от каких-то людей, но я не обращаю на них внимания. Зачем? В жизни столько прекрасного!
Возник еще вопрос - а не скучно ли? Потому что работа весьма однообразная, а вы такая активная девушка.
Нет, совсем не скучно! Тут работают интересные люди, всегда можно пообщаться. Просто надо уметь жить в коллективе. Мне здесь очень нравится – все друг другу помогаем, поддерживаем. Да и я всегда эти точные приборы любила.
Ваша любовь к технике – с детства?
Да, я и деду в гараже помогала, и брату, он радиотехникой занимался, а чтобы здесь работать, нужно мыслить «с техническим уклоном». Здесь одна сплошная физика. И зря говорят, что мужчины больше в этой физике понимают. Это не совсем так. Мы с напарницей – тому пример! Всему можно научиться, главное, понять тонкости.
А когда первый раз пошли уже не практику, а на работу, на первую настоящую, какие были ожидания, ощущения? Было ли страшно?
Нет, не было страшно. Просто надо было приноровиться успевать работать. Потому что в этом деле у тебя все должно быть четко. Дисциплина такая получается.
А в обычной жизни вы проявляете такие же качества?
Да, мне надо сделать по-быстрому. Все везде успеваю.
Муж, дочь. Все как положено. Сейчас дочка у меня тоже учится в техникуме.
Тоже на техническую специальность пошла?
Да, в Железнодорожном техникуме, будет техником. Я рассказываю дочке о работе, о том, что она престижная и интересная. Специалистов в этой области не очень много. Такая работа вызывает гордость, ощущение причастности к большому делу – когда действительно знаешь, что каждый день трудишься во благо всей страны.
По вопросам трудоустройства на Кировский завод «Маяк» можно обратиться в кадровую службу: (8332) 40-52-61, 40-52-33.