Анна Борисовна, ваш путь в ЖКХ начался не сразу. У вас два разных высших образования — инженер-химик и бухгалтер-аудитор. Как они помогают вам в управлении компанией сегодня?
— (Улыбается) Руководителем я стала со второго класса. Я пришла в новую школу, и учительница, видя меня второй раз в жизни, назначила командиром класса. Тогда во мне проснулись организаторские способности. Потом я была председателем совета отряда, членом совета дружины. А на первом курсе института, когда все сидели, опустив головы, и боялись, я сразу сказала: «Я буду старостой». Так что у меня еще со школы и института был опыт руководства.
Как же вы стали инженером-химиком?
— У меня династия: бабушка была инженером-химиком, мама инженером-химиком. Я пошла по их стопам, но поняла — это не моё. Зато институт дал мне нечто другое — коммуникационные навыки. Я была членом Студенческого клуба, участвовала во всех концертах, мы создавали одну из первых команд КВН в Кирове в 1994 году. Это помогло мне не бояться выступать перед публикой, что сейчас очень помогает на общих собраниях собственников.
А что привело вас в ЖКХ? Это же такой резкий поворот.
— После первого института, в 97-м году, работы не было. Сразу после ВУЗа руководителем не станешь, это понятно. Поэтому я начала работать в областях, связанных с экономикой — два года в оптовой торговле, потом решила получить второе высшее, уже заочное, потому что работала. После второго образования двигалась по экономической специальности — работала на заводе железобетонных изделий и конструкций. Меня даже отправили получать аттестат аудитора. Спасибо им большое — хотели, чтобы у них был свой аудитор. Я выучилась, но в итоге не осталась на заводе, а пошла в аудиторскую компанию. Потом более пяти лет проработала в страховании, и уже после этого совершенно случайно попала в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Пришла в финансово-экономический отдел одной управляющей компании, и мне сразу понравилось. Я поняла — это то, что мне нужно!
Что именно зацепило в ЖКХ после страхования и аудита?
— Здесь виден результат труда. Например, пришел человек, говорит: «капает с потолка, живу на верхнем этаже». Мы направили специалиста, осмотрели, разработали мероприятия, починили крышу — человек доволен. Подъезд отремонтировали — результат виден. До этого я работала в отраслях, где эффект практически не заметен. А тут — реальная помощь, и сразу чувствуется отдача. И еще я очень люблю общаться с людьми, это мне никогда не надоест и всегда будет интересно.
В ЖКХ и правда много общения, и не всегда оно бывает простым. В чём ваш секрет сохранения спокойствия?
— Я по натуре очень спокойный человек. Никогда не кричу. Считаю, что любой вопрос можно решить диалогом. Бывает, звонят люди возмущенные, злые. Но в процессе разговора, когда они понимают, что их услышали и проблема будет решена, тон меняется. Вот этот момент, когда на смену раздражению приходит улыбка — это и есть главный результат. Я всегда говорю команде: «Наша задача — помочь».
Вы говорите «команда». А как вам удалось собрать таких же ответственных сотрудников?
— У нас действительно замечательный коллектив. Я ценю в людях не просто исполнительность, а внутреннюю ответственность. Когда человек отвечает за свою работу не потому, что его проконтролировал начальник, а потому, что он сам для себя является строгим критиком. Мы друг друга понимаем, поддерживаем. Все коллеги разделяют общий взгляд на работу.
Как вам удалось создать такую атмосферу, где люди действительно горят общим делом?
— Знаете, я считаю, что людей объединяет не количество корпоративов, а именно общее дело, общие ценности. Я смотрю на своих сотрудников и вижу, как они общаются, как решают вопросы вместе: один не может — другой подключается, садятся, думают над задачей вместе. И это мне очень нравится.
На что вы обращаете внимание при формировании такой команды?
— Для меня важно, чтобы человек находил удовольствие в своей работе. У нас действительно бывают сложные ситуации, люди звонят расстроенные, иногда кричат. Но когда в коллективе полное взаимопонимание и поддержка, ты знаешь, что за спиной — надежная команда, это и помогает сохранять спокойствие. Я горжусь, что у нас абсолютно дружеские, равноправные отношения. С сотрудниками у меня взаимное доверие, ко мне можно подойти с любым вопросом — для меня это важный показатель.
То есть вы доверяете команде настолько, что можете спокойно отпустить ситуацию?
— Абсолютно! Я знаю, что в мое отсутствие они всё сделают на 100 процентов. Конечно, по ключевым вопросам мы с ними согласуем решения, но в остальном — это самостоятельные, ответственные специалисты. И это дорогого стоит — знать, что за тобой стоит такая команда.
Анна Борисовна, а если вы приходите в дом, где до вас управляющая компания не справлялась? Как вам удается восстановить доверие жильцов?
— Только через открытое общение и честность. Мы сразу объясняем, как мы работаем и что мы можем делать. Мы предлагаем работать конструктивно: «Вот эти вопросы мы решаем так, а для этого нам нужно столько-то времени».
Сталкивались с ситуациями, когда жильцы не сразу готовы к такому диалогу?
— Конечно. Был случай, когда к нам перешел дом, и председатель сразу начал буквально каждый день присылать официальные письма с одними и теми же вопросами. Мы пригласили его на разговор и предложили: «Давайте просто поговорим. Ведь можно позвонить, обсудить устно, чтобы не тратить время на каждое письмо с официальным ответом». Оказалось, он привык так работать с предыдущей УК, где без фиксации на бумаге ничего не двигалось. Мы объяснили, что мы — другие. Что мы готовы общаться напрямую.
И это сработало?
— Да. Когда человек увидел, что его вопросы не остаются без внимания, что мы не скрываемся, а наоборот, готовы к диалогу, напряжение ушло. Сейчас в том доме идет плановый ремонт, все работы согласованы, и мы спокойно взаимодействуем. Люди часто ждут, что с приходом новой УК все проблемы, копившиеся годами, решатся за два дня. Наша задача — мягко и понятно объяснить, что мы составим план, распишем бюджет и будем последовательно приводить дом в порядок. И это всегда работает лучше, чем пустые обещания.
Анна Борисовна, мы знаем, что вы часто помогаете детским домам и другим организациям. Почему для вас важна благотворительность?
— Мы периодически помогаем тем, кто к нам обращается — и фондам, и другим организациям. Я и лично участвую в сборе средств. Мне недавно даже привезли благодарственное письмо от командира войсковой части — за вклад в гуманитарную помощь. Для меня это не ради галочки, а просто потому, что можем помочь. Поэтому я и моя компания никогда не отказываем, тем, кто просит о поддержке. Вся работа управляющей компании — это чисто человеческое желание помочь другому. Понятно, что мы, как УК, получаем за это деньги. Но ведь очень многие получают эти деньги и ничего не делают. Вот поэтому мне и нравится эта отрасль — мы можем помочь, и это даёт моральное, жизненное удовлетворение от деятельности.


При такой сильной занятости у вас остаются силы на семью и увлечения?
— Семья — мой главный источник сил. Я мама двоих детей, и материнство, без преувеличения, стало для меня лучшим курсом по переговорам и тайм-менеджменту (улыбается). Я с детства воспитывала в них самостоятельность. При ненормированном графике работы директора управляющей компании я должна быть уверена, что дети справляются со всеми вопросами без меня. Дочь уже взрослая, закончила институт работает. Сын учится в школе и, например, сам контролирует свою успеваемость, сам договаривается с учителями, если вдруг нужно что-то пересдать. Я считаю, это важно — учить детей нести ответственность за свои поступки.
А из увлечений - это загородный отдых., садоводство.
А есть какая-то особая семейная традиция, которая вас объединяет?
— Да, это путешествия. Особенно на поезде! («Светится» от упоминания). Когда ты в купе, и нет спешки, ничто не отвлекает. Можно вдоволь наговориться с детьми, в настольные игры поиграть, просто посмотреть в окно. Дочь даже рассказ написала про одно из наших путешествий — это стало самым дорогим подарком для меня.
Расскажите про самое яркое впечатление из путешествия
— Знаете, одно из самых необычных впечатлений было совсем рядом, в Карелии. Мы попали на «Русский Северный Экспресс» — старинный паровоз, который сохранил интерьер начала XX века: те самые зеленые сиденья, подстаканники, вся эта атмосфера. И нам невероятно повезло: в тот же вагон сели реконструкторы. Все они были в одежде того времени: платья, шляпки, зонтики, мужчины с бородками... Мы зашли в вагон — и как будто отправились на сто лет назад. Это было ощущение полной нереальности происходящего. Мы час ехали в этом вагоне, нам приносили чай, за окном мелькали леса... А когда паровоз подъезжал, он свистел, пыхтел... Такие моменты запоминаются навсегда. И ведь что удивительно: не обязательно ехать за тридевять земель, чтобы испытать такое. Главное — сама атмосфера, возможность хоть ненадолго оказаться в другом времени, узнать что-то новое. Вот это и есть самое ценное в любом путешествии. Каждая поездка запоминается по-своему.
В завершение, какой бы вы дали совет самой себе, той Анне, которая только начинала создавать управляющую компанию 11 лет назад?
— Мы начинали с нуля, без единого дома. Я ушла с предыдущей работы в никуда. Но в тот момент я точно знала, что я все делаю правильно.
И как вам удалось совершить такой рывок?
— Новая компания только создалась, и нам удалось привлечь за полгода 24 дома. Мы не брали их через конкурсы, не «отжимали». Мы ходили на собрания собственников, убеждали, заинтересовывали. Уже к концу 2015-года нас было 60 домов, потом 80... А потом мы сознательно притормозили.
Почему? Рост же был таким впечатляющим.
— Потому что одно дело — набрать жилой фонд, а другое — качественно его обслуживать. Сейчас мы практически не берем новые дома, только те, что нам действительно интересны или находятся рядом с нашими объектами. Если бы мы брали все дома, которые к нам обращаются, качество работы неизбежно бы пострадало. Мы решили, что не будем набирать жилфонд в ущерб качеству. Спокойствие и уверенность в том, что мы делаем свою работу хорошо, для нас дороже.
Анна Борисовна, какой вы видите УК «Паритет» через 5-10 лет? В каком направлении планируете развивать компанию?
— Если в законодательстве РФ не произойдет кардинальных изменений, то мы будем идти тем же курсом, что и последние 10-11 лет. Мы стали только лучше, дружнее, качественнее. Постоянно ищем новые технологии и разработки, пытаемся их внедрить, чтобы улучшить нашу деятельность. Так что если на рынке ЖКХ будет сохраняться стабильность, мы будем так же спокойно и уверенно работать.
То есть глобальных перемен не планируется?
— Планы, конечно, есть. Но о них мы пока широко не рассказываем. Пусть сначала сбудутся! (Улыбается).
Главное — мы не стоим на месте и постоянно думаем о том, как можно стать еще лучше для жителей наших домов.
Беседовала Плюснина Дарья









