Меня тут развернули в одной из кофеен города: «У нас после пяти дресс-код — в джинсах и кедах нельзя». Причём ни на входе, ни на сайте заведения никаких требований к внешнему виду размещено не было.
Тема фейсконтроля и дресс-кода — довольно скользкая. Во-первых, из-за смешения и размытости понятий, во-вторых, из-за отсутствия чёткой регуляции со стороны законодательства.
Изначальный смысл фейсконтроля — не пустить потенциально опасных людей (в состоянии опьянения, агрессивных и т.д.), а также несовершеннолетних, если это питейное заведение. Требования к дресс-коду же — скорее эстетическая и культурная составляющая, и касается она прежде всего одежды посетителя, как явствует из названия. Это конкретные требования к внешнему виду в конкретном заведении.
По словам кировских юристов, «любое учреждение вправе установить какие-то ограничения, но они должны быть обоснованными». Границы «обоснованности» определяются только здравым смыслом, чётких юридических указаний здесь нет. В этом случае всё просто только с очевидной дискриминацией: администрация не имеет право не пускать в бар или кафе кого-то из-за цвета кожи, телосложения, состояния его здоровья и т.д.
Конкретику в правовые отношения между посетителем и заведением вносит такое требование: правила посещения должны быть обнародованы. Причём потенциальный посетитель должен узнать о них до посещения заведения, то есть владельцы обязаны повесить список на входе, а желательно и разместить на своём сайте. Если вы заказываете столик по телефону, администратор также обязан вас предупредить о требованиях дресс-кода.
Также юристы отметили, что сфера услуг изначально рассчитана на широкий круг людей, и уже само открытие ресторана или клуба является предложением заключить публичный договор, то есть воспользоваться услугами любому желающему. Если вас не пустили в кафе или клуб неправомерно (поводом стала дискриминация или правила заведения не были на виду), можете подать иск и запросить любые требования и сумму, которые суд сочтёт возможными. Однако доказать свою правоту в этом случае бывает непросто. Важно зафиксировать произошедшее на камеру или диктофон и/или привлечь свидетелей.