Не помогайте – хотя бы не мешайте

Участвуя в принятии тех или иных кредитных решений, анализируя динамику развития клиентской базы Банка, я регулярно наблюдаю тревожную тенденцию сокращения малого и среднего бизнеса в регионах. Вот и Президент страны В.В. Путин в своем ежегодном послании уделил этой очень важной теме заметное внимание.

Бизнес повсеместно уходит оттуда, где для него создан неподходящий инвестиционный климат. А те, кто не может уйти, гибнут. Этот процесс хорошо мне знаком на примере Кировской области. Принадлежащий мне «Вятка-банк» кредитует малый и средний бизнес в регионе и все, что происходит с местными предпринимателями, как на ладони. Да, появляются отдельные новые проекты, но они не в силах изменить существующей тенденции: по данным Пенсионного фонда, например, в Кировской области с января 2010 г. по июнь 2012 г. сменили местонахождение 664 плательщика.

Многие пеняют местным властям на неумение создать в регионах благоприятный инвестиционный климат. Подобные упреки, по-моему, лишены оснований. Региональная власть делает все возможное и не только в Кировской области. Но пресловутый инвестиционный климат в регионах формируется не столько местными властями, сколько судебной и налоговой системой, правоохранительными органами и расплодившимися в невероятном количестве различными регулирующими и контролирующими чиновниками и организациями. А это все федеральные структуры, которые не подчиняются местной власти и часто с ней конфликтуют.

Ни один бизнес не выдержит постоянного давления со всех сторон и по любому поводу. При этом давление идет со стороны тех, кто, по идее, должен поддерживать нормальные условия для развития предпринимательства.

Я с глубоким уважением отношусь к закону, и, надеюсь, что не одинок в этом. Но как уважать тех, кто вместо поддержания закона использует его как инструмент создания бизнесу максимального количества «рогаток» и препятствий?

Любой предприниматель знает, как тяжело и неоднозначно у нас написаны законы. Если какой-то чиновник начинает с пристрастием подходить к их исполнению, то бизнесу можно читать отходную. А малый бизнес вообще некому защитить. И, чем он меньше, тем больше возможностей для произвола. Это можно было бы списать на обычное желание продемонстрировать свою значимость и типично русскую бюрократию, но реальность гораздо проще и хуже.

Система, противодействующая местному бизнесу, похожа на пирамиду. И как в пирамиде, ее участники сверху донизу имеют свой уровень нетрудовых доходов. Федеральные структуры постоянно давят на свои региональные подразделения, чтобы заставить местный бизнес играть по нужным им правилам (читай – регулярно «смазывать» шестерни системы, чтобы она начала работать). Копеечные ручейки «смазки» стекаются в реки, реки впадают в моря и вот все, кому это нужно, обеспечены и довольны. На тех, у кого «смазки» не хватает, обрушивается вся мощь проверяюще-регулирующей системы и редко какой бизнес переживает знакомство с ней.

И нельзя сказать, что все это творят мифические министры из Москвы или неизвестные влиятельные лица из известных структур. Это делают обыкновенные мелкие чиновники - наши соседи, которые живут с нами в одном подъезде и стоят с нами в одной очереди в кассу в магазине.

При этом, странно, но живущие в каждом конкретном регионе местные работники федеральных контрольных и регулирующих структур совсем не ассоциируют себя со своими регионами. Такое ощущение, что работая в Налоговой или Центробанке, они живут на Луне. Они, возможно, вполне искренне заблуждаются, что, добиваясь соблюдения буквы и запятой закона, они ставят ее именно в том месте. Но реальная цена их чрезмерного усердия – это гибель малого предпринимательства. И, как следствие, сокращения местной налоговой базы, потеря рабочих мест, увеличение количества разочаровавшихся и недовольных.

Это оставшаяся без компьютерного класса школа, в которую ходят их дети.
Разваливающаяся на ходу машина скорой помощи.

Разбитая нечищеная дорога, по которой они ездят на работу.

Больница без томографов, диагностических аппаратов и квалифицированных врачей – в которой будут лечиться они сами, потому что туда, где лечатся получатели выжатых ими средств, их не пустят.

Все это можно было бы обеспечить за счет налогов, которые можно собрать только с созданной добавленной стоимости. Но их не с кого взять – все разбегаются. И никто в таких условиях не сможет сегодня создать заново не в одном в регионе ни банка, ни хорошей местной торговой сети, ни завода, а завтра - ни ресторанчика или маленького магазина, ни даже сапожной мастерской, вместе со всеми рабочими местами и пользой для людей.

А результатов от бесконечных проверок и регулирования, в общем-то, все равно нет. С налоговой точки зрения бюджет давно поедает на завтрак, обед и ужин сырьевую ренту. Сомневаюсь, что налоги от малого и среднего бизнеса просто приблизились к тем суммам, которые чиновники освоили на программы гос.поддержки этих видов бизнеса. Многочисленные стандарты, ограничения, нормативы, лимиты по-настоящему выполняются лишь только там, где их исполнение реалистично. Некоторые действительно грамотные по сути регулирующие требования, превращаясь в казенные инструкции и попадая в умелые руки «креативного класса» проверяющих их соблюдение чиновников, начинают приносить вред существенно превышающий кем-то наверху задуманную пользу.

Самые решительные и упорные предприниматели уводят капиталы в Москву. Там царит «закон джунглей», но там, по крайней мере, понятные и не меняющиеся каждый день правила: заплатил «кому следует» - и работай спокойно. А регионы снова остаются без денег, а самое важное – без надежды.

Отметил Президент в своем послании и «бегство от юрисдикции» - более крупные, кто может себе позволить, перерегистрирует владение бизнесом сразу за пределы Российской Федерации. Это реже всего является оптимизацией налогов – непрофессионализм и ограниченность взглядов не позволяет многим понять, что налоги в России сегодня меньше, чем где бы то ни было в мире. Это бегство от дурного регулирования на бумаге и произвола в его применении на практике – вот ключевая причина.

Неужели никто из тех, кто сегодня давит любую инициативу, не понимает, что пускает на дрова чужим людям дерево, плодами которого могли бы завтра питаться его дети?!
Есть очень показательная информация: все больше детей хотят идти работать в государственные органы, а не трудиться или открывать собственное дело. Это даже не грустная, а опасная тенденция – хотя бы потому, что нефть, как и все хорошее, кончается, а больше мы ничего делать, оказывается, не умеем. Да и некому будет уметь.

Сегодня слышно много разговоров об упрощении процедур, «службах одного окна». Но мне кажется, что ни одним, ни двумя окнами делу не поможешь до тех пор, пока не произойдет главная процедура – переустановка сознания наших чиновников, перемены в их умственных процессах. Да и в разговорах этих слышны голоса лишь чиновников. Где же мнения предпринимателей?! У них просто нет возможности быть услышанными, но чаще всего они вообще предпочитают молчать!

Наш контроль-проверяющий монстр очень не любит, когда предприниматели начинают на него жаловаться. Особенно публично. Лично слышал и мне достоверно передавали не последние люди государственной системы, что лучше бы, мол, помолчал. Но это - моя страна, и мой бизнес приносит ей добавленную стоимость, поэтому защищать и свой труд, и каторжный труд мелких предпринимателей, которых кредитует наш Банк – мой гражданский долг. Как это ни пафосно, но поднимать болезненные для бюрократов темы – это истинный патриотизм и забота о будущих поколениях.

Если хорошо подумать, чиновники и есть те люди, которые делят общество на них и нас. Те, кому даны контрольные функции, потеряли ощущение реальности и решили, что вот они – приносят пользу Родине, а предприниматели, которых они контролируют – только вредят. Но ведь все наоборот! И сумма общественного блага состоит из сумм личных благ, которые предприниматели увеличивают даже в тех случаях, когда не платят налоги. То есть даже в самых негативных ситуациях они меньше, но общественно полезны. А вот контроллеры и проверятели всех мастей общественно вредны и более всего тем, что убивают инициативу, предприимчивость и творчество.

Чиновники должны понять, что любовь к Родине – это ежедневное исполнение ими своих обязанностей и следование закону, а не использование его по собственному усмотрению. Это уважение к тем, кто создает добавленную стоимость, на процент с которой существуют, в том числе, и они сами. Если каждый мелкий чиновник на местах не будет исходить из презумпции виновности бизнеса, а будет, напротив, содействовать предпринимателям (и чем предприниматель меньше, тем больше помогать), о большем предпринимателям и мечтать нельзя.

Дальше мы сами. Только не мешайте...

Оригинал

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. АО ВкусВилл. ИНН 7734443270. erid: 2SDnjesRQHf
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn