Изменения в сфере ЖКХ

Как изменятся взаимоотношения «ресурсоснабжающие организации – управляющие компании – население»?

ВТПП

С 1 января 2017 года в законную силу вступили изменения в сфере ЖКХ. Изменения, которые с виду могут показаться чисто «техничес­кими», на самом деле несут под собой очень серьёзную цель, а именно: они должны изменить конфигурацию, навести порядок, наладить взаимоотношения «ресурсоснабжающие организации – управляющие компании – собственники». Как будут выглядеть эти изменения на практике?

На наши вопросы ответили эксперты: Игорь Кученев, член Общественной палаты Кировской области, Сергей Береснев, зам. руководителя регионального центра стратегических коммуникаций ПАО «Т Плюс» в г. Кирове.

– В чём суть изменений, которые вступили в силу с 1 января 2017 года?
– Сейчас в системе выстраиваемых отношений много нерешённых вопросов. Одна из основных проблем, которая является краеугольным камнем в отношениях «ресурсоснабжающие организации – управляющие компании, ТСЖ – собственники помещений» – это несвое­временность оплаты за поставленный ресурс. А ведь именно от этих денег зависят комфорт проживания, пользования помещением, бесперебойность поставки энергоресурсов. Эти средства направляются по факту не просто на оплату потреблённых ресурсов, но и на ремонт коммуникаций, модернизацию системы теплоснабжения. А это – те процессы, от которых выигрывают все. Поэтому в свое­временной и полной оплате за потреблённые свет, тепло, воду должны быть заинтересованы как организации, занимающиеся обслуживанием, так и собственники помещений. Именно такой, правильный подход во взаимоотношениях «РСО – УК – собственники» и должен помочь наладить вступившие в силу изменения. Отметим, что в выстраивании новых, систематизированных отношений сегодня заинтересованы и принимают участие не только сами ресурсоснабжающие, управляющие и обслуживающие организации, но и органы власти, контролирующие органы и общественные организации.

– Какие изменения вступили в силу с 1 января 2017 года?
– С 1 января 2017 года во всех случаях, когда в МКД выбран способ управления УК, ТСЖ, ЖСК или иной специализированный кооператив, расходы на оплату коммунальных услуг по элект­роснабжению, горячему водоснабжению и холодному водоснабжению, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, ограничиваются нормативом и должны быть включены в состав платы за содержание жилого помещения (ч. 9 ст. 12 № 176-ФЗ).

Стоимость коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, должна быть отражена в платёжных документах отдельной строкой по каждому виду услуг. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.

Вступившие в силу изменения также касаются и порядка заключения договоров ресурсоснабжения по нежилым помещениям в многоквартирных домах. Собственники нежилых помещений должны заключить письменный договор на поставку коммунальных ресурсов (электроэнергия, горячее и холодное водоснабжение, отопление) с ресурсоснабжающими организациями. Исполнители коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖК) обязаны предоставить РСО сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также уведомить таких собственников о необходимости заключения договоров непосредственно с РСО.

– Что даст населению перевод общедомовых расходов из коммунальных в жилищные? И вынесение отдельной строкой расходов на водоснабжение?
– В первую очередь, это систематизирует процесс начисления платежей. Перевод общедомовых расходов из разряда коммунальных в жилищные, вынесение отдельной строки расходов на водоснабжение позволит повысить прозрачность формирования оплаты и сделает её понятной для населения. Вдобавок сами жильцы на общих собраниях смогут устанавливать размер этой платы, и платить они будут только за те ресурсы, которые идут действительно на обслуживание их дома.

Также это защитит население от недобросовестных управляющих и обслуживающих компаний, будет стимулировать их к энерго­сбережению, повысит платёжную дисциплину, что положительно отразится на обычных гражданах. Ведь в конечном итоге всё это делается для населения, чтобы в домах всегда был свет, вода, отопление.

– Изменятся лишь нормативы потребления ресурсов по общедомовым нуждам?
– Все верно. К общедомовым нуждам относятся те ресурсы, которые идут на обслуживание дома и содержание общедомового имущества. Сюда входит электроэнергия, которая потребляется домофонами, лифтами, другим электрооборудованием; вода, которая идёт на мытьё лестничных клеток, подготовку сетей, промывку коммуникаций и другие нужды.

– Решится ли вопрос сверхнормативных ОДН?
– Действительно, наличие сверхнормативных ОДН является одной из причин задолженности управляющих компаний перед энергосбытовой. Существующие нормативы недостаточны и фактическое потребление ОДН по некоторой категории домов существенно выше. Это подтверждается расчётом норматива аналоговым способом. Но с учётом изменений действующего законодательства с 01.01.2017 г. предусмотрен только расчётный способ.

Для решения данной проб­лемы Кировский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» вышел с предложением: управляющим компаниям необходимо обратиться с инициативой в правительство Кировской области по пересмотру нормативов по электроэнергии на ОДН. Нужно провести выборку однотипных многоквартирных домов (МКД), в которых ОДН существенно превышают действующие нормативы, где превышение обусловлено конструктивными особенностями. Управляющим компаниям необходимо было в срок до 1 марта также подготовить и направить расчёт норматива в адрес министерства промышленнос­ти и энергетики Кировской области. Это обусловлено тем, что до 1.06.2017 г. органы власти субъекта РФ обязаны пересмотреть нормативы на ОДН.

Данные изменения позволят упорядочить рынок, решить проблему сверхнормативных ОДН.

– Как вступившие в силу изменения могут отра­зиться на получении пас­порта готовности к отопительному сезону?
– Изменения позволят наладить саму систему всех взаимоотношений. Ведь паспорт готовности к отопительному сезону – это не простая формальность. Это важный и нужный шаг, который показывает результат работы управляющих компаний в подготовке к отопительному сезону. То есть от деятельности и работы обслуживающей организации зависит, будет ли в доме тепло. Это действительно серьёзная мера. Ведь на практике мы сталкиваемся с тем, что начинается отопительный сезон, ресурс запускается в трубы, до дома он доходит, а дальше нет. Почему? Потому что УК не выполнили все необходимые меры по подготовке внутридомовых систем к получению теплоресурса. В конечном итоге страдает кто? Клиенты – потребители услуг, жильцы домов. А именно для них мы все и работаем.

Поэтому цель изменений – чтобы участники процесса выполняли все свои обязательства.

Да и в целом подготовка к отопительному сезону – это задача совместная: ресурсоснабжающей компании, УК, ТСЖ, органов власти, контролирующих органов. Важно, чтобы все участники процесса работали на эту общую задачу. Только в этом случае система будет работать эффективно, и сейчас такое взаимодействие стало выстраиваться.

– Как уже отмечалось, в реформировании и выстраивании правильных, систематизированных отношений «ресурсоснабжающие организации – управляющие и обслуживающие организации – собственники» задействованы как участники этого процесса, так и органы власти, контролирующие органы, общественные организации. То есть в реализации этих изменений заинтересованы все?
– Совершенно верно. Подтверждением этому могут послужить мероприятия, которые прошли в нашем городе с начала этого года. Для участников жилищно-коммунального процесса в ВТПП состоялся «круглый стол», на котором обсуждались законодательные изменения в сфере ЖКХ, вступившие в силу с начала этого года. В мероприятии приняли учас­тие представители правительства Кировской области, администрации г. Кирова, Госжилинспекции, руководители и специалисты ресурсоснабжающих организаций – ОАО «Энергосбыт Плюс», ОАО «КТК», представители управляющих компаний, обслуживающих организаций.

В ходе мероприятия Кировский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» предоставил информацию по внесённым изменениям в действующее законодательство. Участники смогли обсудить спорные вопросы, получить по ним разъяснения, выработать общие решения.

– Помимо «круглого стола», прошёл и цикл семинаров для обычных граждан?
– Да, в конце января в Кирове стартовал цикл семинаров и лекций по произошедшим изменениям для собственников. Инициатором и организатором мероприятий выступил Центр общественного контроля (ЦОК) в сфере ЖКХ при Общественной палате Кировской области. В семинарах приняли участие представители управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, таких как ОАО «Энергосбыт Плюс», ОАО «КТК», Агентство энерго­сбережения и других. Цель данных мероприятий – подробно разъяснить жителям города – собственникам многоквартирных домов, старшим по домам и просто активным, инициативным гражданам – суть всех изменений, ответить на все возникающие вопросы.

Данные семинары оказались очень востребованными среди жителей города. На данный момент их посетило уже порядка 200 кировчан.

И главный результат этих мероприятий состоит в том, что инициативные жители Кирова, собственники многоквартирных домов смогли получить ответы на многие вопросы, касающихся сферы ЖКХ.

Тем более, что инициатива жителей закреплена и в законодательстве. В частности, напомним о Постановлении правительства РФ №354. Согласно ему любой гражданин, добросовестный плательщик, вправе обратиться в свою управляющую компанию с запросом предоставить отчёт, переданы ли средства, заплаченные им за энергоресурсы, в адрес ресурсоснабжающей организации. И это важный момент. Дело в том, что конечным пользователем ресурса выступает клиент – организация или обычный житель города. Так вот важно, чтобы сами клиенты, сами жители заботились о своих деньгах, чтобы те средства, которые мы платим за свет, тепло, воду, уходили по назначению в полном объёме.

ВНИМАНИЕ
Центр общественного контроля в сфере ЖКХ проводит семинары для собственников помещений многоквартирных домов и просто для активных граждан по вопросам, связанным со сферой ЖКХ.

Хотите принять участие?
С темами семинаров и датами их проведения вы можете ознакомиться на сайте: gkh.opko43.ru

Есть вопросы? Телефон «горячей линии»: 38-14-77

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться