В Краеведческом музее (ул. Спасская, 6) нам показали в прямом смысле сокровище – клад вятских купцов Вахрушевых, найденный в конце прошлого века экскаваторщиком по фамилии Пантюхин. Копая траншею на территории дома отдыха «Боровица» в Слободском районе, он наткнулся на истлевший металлический ящик, а в нём обнаружил столовые и чайные серебряные ложки, фужеры и бокалы с позолотой, необычные рюмки, кувшины и прочие предметы.
В том, что клад принадлежал именно основателям кожевенного производства на Вятке Вахрушевым, сомнений нет: на многих вещах выгравированы инициалы Николая Ильича и Аполлинарии Васильевны и даже целые надписи с упоминанием их имён.
– Редко в кладах можно найти вещи хорошей сохранности, а этот пролежал в земле всего полвека. Кроме того, на Вятке находили, в основном, деньги, а тут предметы, что куда интереснее, – рассказали сотрудники музея. – Всё это прятали в начале XX века от советской власти.
В Музее истории Хлынова (ул. Герцена, 15в) мы перенеслись ещё на три века назад: один из его залов может похвастаться уникальным макетом, отражающим облик хлыновского кремля XVII века в масштабе 1 к 230.
– Макет вписан в реальный рельеф, то есть можно понять, что вот здесь сейчас находится Вечный огонь, а здесь – набережная. Макет выполнял сам директор музея Валерий Федяев, это была его задумка, на реализацию которой ушло около полутора лет. Он читал литературу, ходил на мастер-классы, чтобы узнать, как грамотно всё сделать, – отметила управляющая музеем Елена Ткачёва. – Постройки выполнены из дерева, рельеф – из монтажной пены. Причём всё максимально исторично: если здесь показано, что со склонов бегут ручейки, то они так оно и было. На макете даже отражён срез знаменитого подземного озера.
В целом музей охватывает 600 лет истории нашего города – с конца XII века по конец XVIII, то есть с момента появления здесь новгородцев до переименования в Вятку.
А самый интересный объект в Музее железнодорожного транспорта (ул. Карла Маркса, 147) виден прямо с улицы – паровоз Эр 788-74.
– Это самый любимый экспонат всех, особенно маленьких, посетителей, ведь это настоящий паровоз, в который даже можно залезть и всё там покрутить, потрогать – здесь осталась и кабина машиниста, и паровой котёл, – рассказала хранитель фондов Валерия Фофанова. – Паровозы типа Эр 788-74 выпускались с 1953 года на польском заводе Цегельского в Познани. Наш экспонат проработал на Горьковской железной дороге до самой электрификации, и только в 1995 году его решили установить в качестве памятника рядом с открывшимся железнодорожным музеем.
Для установки паровоза сперва потребовалось подготовить путь – уложить шпалы и рельсы – на который его доставили в разобранном виде.
Влада Исакова
Продолжение следует...