Это страшное слово «война»...
Утро 22 июня Киров встретил в праздничном настроении. Роковой день приходился на воскресенье, и городская молодёжь готовилась отметить окончание учебного года на стадионе «Динамо».
В 11 часов прозвучало историческое обращение заместителя председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова о нападении нацистской Германии. Поскольку в выходной большинство предприятий не работало, общегородской митинг решено было провести на следующий день.
22 июня собрания трудовых коллективов прошли только в тех учреждениях, которые работали в воскресенье – на железной дороге, в пекарнях, лесобазах, на некоторых заводах, а также в пединституте. Советские трудящиеся единодушно выражали готовность грудью встать на защиту страны и дать немцам отпор.
Митинг у завода №266 (ныне им. Лепсе)
На состоявшемся на следующий день общегородском митинге присутствовало более 40 тыс. человек. В городе и области быстро развернулась массовая агитационная работа, выпускались стенгазеты, на всеобщее обозрение вывешивались информационные сводки. В кинотеатрах была сменена тематика демонстрируемых фильмов.
Школы освобождались под госпитали
Уже на следующий день после начала войны организации города стали освобождать занимаемые ими помещения для размещения госпиталей, согласно утверждённому мобилизационному плану. В значительной степени это касалось школ, учителя которых также не оставались в стороне, а выражали готовность ухаживать за ранеными и шить бельё для красноармейцев. Следуя примеру наставников, школьники массово записывались в бригады по очистке и уборке помещений. Тем временем руководством Вятского речного пароходства и Кировского отделения железной дороги предпринимались усилия по увеличению пропускной способности областной инфраструктуры. На разгрузке военных эшелонов в добровольном порядке массово работали жители города.
В магазинах появились очереди
Однако, как бы не была велика политическая сознательность советских граждан, многие из них, ранее пережившие Первую мировую и Гражданскую войны, а также последовавшую за ними разруху, были научены этим горьким опытом. Уже на следующий день в Кирове появились очереди за хлебом, солью, спичками водкой и другими товарами первой необходимости. Спрос на них вырос сразу в 3-4 раза. Поскольку хлеба продавали не более 1 кг на человека, вместе со взрослыми в очередях стояли и дети. В книжных магазинах спрос в целом упал, однако в кратчайшие сроки были полностью раскуплены географические карты Европы.
Реакция властей не заставила себя долго ждать. Были строго наказаны те, кто покупал товары не для текущего потребления, а пытался делать запасы. Одновременно вводилась закрытая торговля – жители города прикреплялись к определённым магазинам, что позволило резко уменьшить очереди. Также предпринимались меры для борьбы с паническими слухами и спекуляцией на рынках.
Завтра – в поход
Напряжённая работа районных военных комиссариатов началась уже 22 июня. В срочном порядке были вызваны ответственные работники, и уже с 2 часов ночи следующего дня военкоматы начали оповещать военнообязанных. Случаи уклонения от призыва практически отсутствовали. Нуждающимся семьям мобилизованных выдавались пособия, дети из них подлежали первоочередному приёму в детские сады. Ежедневно поступали новые и новые заявления с просьбами о зачислении в ряды действующей армии в качестве добровольцев.
В то же время был объявлен сбор автомобилей для нужд фронта. Предприятия города были обязаны выделить транспорт по заранее утверждённому плану. Вместе с автомобилями на фронт отправлялись и местные шофёры.
В условиях начала войны значительно увеличилась производительность труда на предприятиях города. Вместо призванных в армию рабочих у станка вставали женщины. Следующее воскресенье – 29 июня – на многих заводах было решено считать рабочим днём. Шли первые дни многолетнего трудового подвига города.
Материал подготовил
Денис Садаков,
научный сотрудник Кировского областного краеведческого музея