Беда от алкоголя

Удар по рынку алкоголя

Кировская область стала первым регионом России, когда осенью 2012 года начала антиалкогольную компанию. Но уже сегодня очевидно, что проводимая борьба с «зеленым змеем» имеет не только положительные стороны, но и несет с собой негативные моменты.



Для Кировской области антиалкогольная компания началась с того момента, когда 29 сентября 2012 года региональное правительство издало постановление, в котором устанавливало дополнительные ограничения времени ее розничной продажи на территории региона. Согласно этому документу запрещена розничная продажа всей алкогольной продукции с 23 часов (по воскресеньям – с 17 часов) до 10 часов утра.

С 1 января 2013 года, в соответствии с изменениями федерального законодательства, была запрещена продажа любой алкогольной продукции, включая пиво, в нестационарных торговых объектах.

В марте этого же года стартовал пилотный проект областного УМВД «Народный контроль», призванный бороться с продажей суррогатных спиртных напитков путем привлечения к контрольным мероприятиям кировской общественности, и в первую голову студенческой молодежи.

Нужно отметить, что «осеннее обострение» борьбы с алкоголем не является чем-то уникальным. Еще в апреле 2011 года областное правительство утвердило региональную целевую программу «Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Кировской области» на 2011 - 2013 годы». В реализацию ее планировалось вложить 8 234,9 тыс. рублей из областного бюджета. Заказчиком, распорядителем средств и исполнителем программы выступал областной департамент здравоохранения. По ее итогам ожидалось снижение продажи алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе в расчете на душу населения, количества острых отравлений спиртосодержащей продукцией, заболеваемости алкогольными психозами, смертности от отравлений алкоголем, количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Среди мероприятий, призванных отвлечь население от пьянки значились изготовление и распространение информационных материалов о вредных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией, проведение просветительских мероприятий, изготовление и установка на территории области баннеров, организация курсов повышения квалификации и областных семинаров для педагогических работников по проблемам формирования здорового образа жизни и др.

Все эти меры, естественно, сказались на рынке оборота алкогольной продукции, но все же главным ударом по нему стало введение с 1 января 2013 года новой ставки акцизных сборов, в результате которой стоимость бутылки водки выросла со 125 рублей до 170.

Напомним, что увеличение акцизов произошло после принятия в ноябре 2012 года федерального закона «Об индексации ставок акцизов на 2013-2015 годы».

Сокращение производства, безработица и кошелек покупателя

Федеральная статистика свидетельствует, что продажи алкогольной продукции в 1 квартале текущего года (в абсолютном алкоголе) снизились на 2,2%. Наибольшее падение продемонстрировали реализация водки и ликероводочной продукции (снижение на 7,8%), пива (-2,6%) и слабоалкогольных напитков (-3,3%).

После введение в действие федерального запрета на продажу пива в мелкорозничных магазинах площадью до 50 кв. м, ларьках и киосках, а также повышения акцизной ставки с 12 рублей за литр до 15 рублей, о снижении продаж заявили такие заграничные пивные компании как Heineken и Efes Rus.

Аналогичная ситуация отмечается и в Кировской области. Директор «Торговой компании «Вятич» Руслан Владимиров говорит, что пивной рынок «просел» на 20%. «Вятич», единственный на всю область производитель пива, стремится покрыть сокращение продаж за счет других рынков, в частности, расширяя свое присутствие в близлежащих регионах, таких как республика Коми и др.
По водке ситуация носит еще более критический характер. На федеральном уровне о сокращении производства заявил такой крупный производитель этой продукции, как компания «Синергия». В нашем регионе об этом же заявило ОАО «Уржумский СВЗ». Главный бухгалтер завода Дмитрий Митягин говорит, что в 1 квартале текущего года наблюдается падение реализации уржумской водки почти на 30%.

В руководстве завода говорят уже не только о снижении производства, но и подтверждают информацию о сокращении 40 рабочих мест. В настоящее время люди получили на руки предупреждение о сокращении, соответствующие данные переданы в службу занятости населения. Однако, слухи о второй волне сокращений, которые должны произойти в августе, предложили считать не соответствующими действительности. Впрочем, для района, в котором только официально зарегистрировано 710 безработных, увеличение их численности на 40 человек даст рост этого показателя на 5,6%. И это не вдаваясь в рассуждения, что значит потеря для каждого из сокращенных основного источника существования.

К слову сказать, «Уржумка» осталась единственным в области производителем крепкого алкоголя после банкротства в 2010 году Слободского СВЗ и в 2011 году Яранского. В Яранске закрытие СВЗ (а также других предприятий, принадлежащих Николаю Ганжеле) привело к тому, что уровень безработицы в районе превышает областные показатели.

Социальные последствия проседания рынка оборота алкогольной продукции не ограничиваются ростом безработицы. Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что снижение производства крепкого алкоголя в последние месяцы ударит прежде всего по кошелькам обычных граждан.
- Акциз производитель платит лишь формально, на самом деле его оплачивает покупатель, - подчеркивает эксперт.
По его словам, удорожание крепких алкогольных напитков приведет к росту продаж нелегальной водки, самогона и суррогатов. И такой прогноз находит свое статистическое подтверждение. Так, например, по данным токсикологического мониторинга, проводимого Кировским региональным управлением Роспотребнадзора, за 1 кв. 2013 г. в области зарегистрировано 462 случая острых отравлений химической этиологии (ООХЭ), что выше аналогичного периода 2012 г. (445 сл., темп прироста показателя распространенности ООХЭ составил 4,9%). При этом отмечается, что 1 место среди них занимает отравление алкоголем и его суррогатами.

Бюджетные потери

Помимо социальных последствий, снижение продаж алкоголя сказалось и на поступлениях в федеральный и областной бюджеты, которые являются основными получателями доходов от акцизных сборов на алкоголь.

К сведению читателей, с 1 января 2013 г. вступили в действие новые правила распределения акцизных денег между федеральным и региональными бюджетами. Согласно им, 60% акцизов от продажи крепкого алкоголя поступают в федеральный бюджет, 40% - в областной.

До проведения очередной антиалкогольной компании Федеральная налоговая служба отмечала, что акцизные поступления от российских производителей алкоголя в 2012 году составили рекордные 242,5 миллиарда рублей, увеличившись на 27 процентов по сравнению с 2011 годом. Самый значительный рост - 45 процентов - обеспечил крепкий алкоголь.

По данным областного департамента финансов, в 2012 году в Кировской области также отмечался рост доходов по подакцизным товарам на 4,5%. Однако в первом квартале 2013 году в региональный бюджет таких доходов поступило всего 203,1 млн. рублей, что на 16,3% ниже прошлогоднего показателя.

Как отмечают финансисты, такая ситуация складывается не только в нашей области, но и в других субъектах Приволжского федерального округа, и связана она с падением производства водки.

Естественно, что потеря бюджетных доходов скажется на исполнении расходной его части, в том числе и связанных с социальной сферой.

Сомнительные итоги

Таким образом, сегодня уже можно подводить предварительные итоги проводимой на федеральном и областном уровне антиалкогольной компании.

Во-первых, все принятые решения не привели пока к уничтожению у населения тяги к спиртному. Данные Кировского управления Роспотребнадзора свидетельствуют, что в 1 квартале 2013 года произошел рост летальных случаев от отравления алкоголем и его суррогатами с 92 до 113 случаев. В структуре показателей летальности алкогольные отравления выросли с 39,7% до 50,4%.
Во-вторых, кировские производители вынуждены сокращать производство, что приводит, с одной стороны, к потере доходов областного бюджета, а с другой, - к сокращению работников предприятий и росту безработицы.

Оригинал

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. АО ВкусВилл. ИНН 7734443270. erid: 2SDnjesRQHf
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn