В марте месяце прошлого года вышло определение конституционного суда, в котором было сказано, что если потерпевшему в ДТП не хватает средств на восстановление автомобиля, то он вправе потребовать эту сумму с виновника. Это ознаменовало частичный возврат к тем лихим временам 90-х годов, когда ДТП заканчивалось не цивилизованным решением вопросов со страховой, а серьезным конфликтом между потерпевшим и виновником. Теперь уже можно констатировать, что судебной практики за этот год сложилось очень много, и такая практика далеко не в интересах виновников ДТП.
Например, потерпевший может заявить, что отремонтировал машину на 100 тысяч, а страховая ему заплатила только 50, и потребовать остатки с виновника. А ведь в автосервисе потерпевшему могут нарисовать абсолютно любую сумму, они за это налоговой ответственности не несут, так как платят вмененку.
Самое плохое в этой реформе – это то, что полис ОСАГО теперь, по сути, уже далеко не такая палочка-выручалочка, как раньше. Если раньше в законе было четко прописано, что предъявить виновнику счёт можно только тогда, когда сумма ущерба выходит за пределы 400 тысяч рублей, то теперь никаких ограничений нет. Страховая заплатила потерпевшему пять тысяч, а он потратил на окраску восемь – три уже можно предъявить виновнику.
Более того, сейчас даже сами страховые компании начали предъявлять требования о возмещении части стоимости ремонта. По закону, покрывать стоимость новой детали они должны без учёта износа, то есть платить за деталь, как за новую. А эту разницу они начинают предъявлять уже виновнику. Насколько такие иски законны – решать уже судам, пока однозначного ответа на этот вопрос суды еще не «родили».
В результате этой реформы, которая была изначально предназначена для того, чтобы соблюсти интересы страховых компаний и сократить количество их убытков, страдают теперь автомобилисты. Изначально платили потерпевшие, которым не хватало на ремонт, сейчас уже платят виновники, которых страховка просто не защищает. Доходит до абсурда: если у потерпевшего какая-то сильно «потрепанная» машина, которой уже 15-20 лет, но найти на неё б/у запчасти не так-то просто, поэтому ставят новые (или пишут документы, что «ставят новые»). И стоимость таких запчастей становится сопоставимой со стоимостью самого автомобиля, в результате чего имущественные интересы виновников ДТП весьма существенно страдают.
Люди должны понимать, что сейчас ОСАГО ничего не гарантирует и остаться должным можно вообще при любом раскладе. Но всегда можно и нужно спорить и добиваться правды. В настоящее время мы защищаем интересы и потерпевших в аварии, и виновников. Первых – если страховая компания заплатила им сумму, недостаточную для ремонта, вторых – если страховая или потерпевший требуют их компенсировать стоимость ремонта, и такие требования явно выходят за грань разумности, обоснованности и справедливости.