Кризис 90-х годов сильно ударил по образованию. Больше всех пострадали, конечно, школьные учителя.
– У каждого, наверное, был свой способ выжить в этих условиях, – рассказал директор школы №28, Заслуженный учитель России Николай Целищев, чьё начало руководящей деятельности пришлось как раз на 1991 год. – Кто-то затянул потуже пояс и уменьшил свои аппетиты, кто-то отдался полностью работе, стараясь не замечать бытовые сложности... Но самым простым, конечно, было бросить то место, где не платили и найти то, где платят. Ушло очень много людей – людей, которые любили свою работу и могли бы ещё много чего сделать в образовании.
При этом ситуация по ту сторону баррикад не обнадёживала. Властям Кировской области, не получившим в то время поддержки вышестоящих органов, оставалось лишь просить у педагогов терпения. По словам депутата Заксобрания Анатолия Чурина, возглавлявшего органы управления образованием с конца 80-х вплоть до 2015 года, реагировать на кризис было «неимоверно тяжело»:
– Мы не предполагали тогда, что перебои с зарплатой продлятся восемь лет, и только в 2004 году учительству были выплачены последние долги. Все восемь лет вопросы зарплаты были на первом плане в работе департамента образования. Мы точно знали, в каких районах и даже школах складывается напряженная обстановка. Постоянные выезды на места, встречи с педагогическими коллективами позволяли, насколько было возможно, не допускать открытого противостояния и остановок работы школ, – отмечает Чурин. – Было неимоверно тяжело встречаться с учителями и просить их не бросать работу. И, сейчас, спустя много лет, я благодарен вятскому учительству за стойкость и преданность детям и своей профессии.