Признанный мастер своего дела, кировский фотограф-анималист Сергей Иванов делится, что всю жизнь его тянуло и, конечно, тянет в лес (недаром по первому образованию он техник-лесовод, по второму – биолог-охотовед). За 40 с лишним лет 56-летний профессионал Сергей Иванов побывал в разных уголках Земли – от Командорских островов до Соловецких, от Аляски до мыса Доброй Надежды. Его работы украшают ведущие тематические издания (например, журнала «National Geographic Россия»), занимают лучшие места в международных конкурсах. А 24 февраля в кировском Центре современного искусства «Галерея прогресса» Сергей Анатольевич провёл увлекательный мастер-класс. Несколько часов он рассказывал о своих приключениях и специфике профессии. И после лекции кировчане долгое время не хотели отпускать мастера, расспрашивая, уточняя. Воспользовался моментом и корреспондент «Первоисточника».
– Сергей Анатольевич, какой самый дорогой кадр для вас в прямом и переносном смысле?
– Такого, наверное, нет. Хотя, была у меня фотография, которая могла бы быть для меня самой дорогой, но, к сожалению, за давностью лет она пропала. Это был мой самый первый анималистический снимок – малого пёстрого дятла. Переезжая, родители не сочли нужным тащить мой первый фотоальбом и выбросили его в мусорку. Эта фотография душевно дорога. А дорогих снимков хватает. Например, снимок белого медведя «Полярник» открывает серию билбордов «Олимпийская природа» на сочинской Олимпиаде. До сих пор мишка красуется на сайте «Русского географического общества». Фоторабота, которая стала заглавной для этой выставки – «Материнство в дикой природе». Медвежата «вышли» в финал конкурса «Самая красивая страна» и до сих пор кочуют по разным изданиям.
– Кстати, о медведях. Случалось, что встречались с ними «лицом к лицу»?
– Когда общаешься с медведями, ты постоянно ходишь где-то на грани. На Камчатке туннели как в метро – имеют в разные стороны ответвления. Один раз я там заблудился. Прислушиваюсь, зная, что недалеко должно быть озеро, но шума воды не слышу и иду вперёд по туннелю. И раз, за поворотом меня встречает медвежья морда, а там и деться некуда. Стоял с ним, общался. Здесь главное не паниковать. Когда-то я занимался дайвингом. Он научил меня сохранять спокойствие и хладнокровие в экстремальных ситуациях.
– И что же делать, если ты встретил косолапого в лесу?
– Медведи не бросаются сразу в атаку. Они делают предупреждающий рывок. Если человек начинает убегать, естественно, он превращается в добычу. От собаки побегите, и она побежит. В Кировской области животные голодные, пуганые, стреляные, поэтому они нападают на людей.
– Бывали случаи, когда приходилось рисковать жизнью ради хорошего снимка?
– Однажды я снимал бегемотов на берегу. Расселся важно, чинно, поставил две большие камеры на штативы. И тут перед глазами пронеслась вся жизнь. Обернувшись, я увидел, что на меня идут три слона. Конечно, можно было и куда-то убежать, но жалко же аппаратуру – всё, что нажито непосильным трудом, полетит к бегемотам. В такой момент важно иметь представление о том, что может повлиять на животных. Я поднимаю высоко над головой штатив от камеры и медленно шагаю на слонов. Рисковал, но шел вперёд! Когда между нами оставалось около десятка шагов, передний слон призадумался, начал раскачиваться, а потом развернулся на месте. Они отошли метров на пятнадцать в сторону. Оказалось, я встал на месте их водопоя, а они благополучно пришли на привычное им место.
– Вы отправляйтесь в экспедиции на собственные средства или спонсорские?
– Появились дешевые билеты – мчу на Камчатку. Пригласили друзья, коллеги – едем! С апреля и до конца мая ухожу в кировские леса и снимаю тетеревов.
– Вообще возможно зарабатывать, занимаясь анималистической фотографией?
– Практически нет. Ребят, это тема не для заработка. Если вы хотите заработать, идите снимайте свадьбы. Я хозяин и директор багетной и фотомастерской в Кирове.
– Часто ли вы участвуйте в конкурсах. Расскажите о своих наградах.
– Раньше старался активно участвовать в различных конкурсах. Сейчас не хочется другим мешать. На конкурсе «Nikon» стал обладателем Гран-при. Получил дорогостоящий приз – фотоаппарат Nikon D810 body стоимостью около 200 тысяч рублей и 37 тысяч в качестве налога. Была победа в конкурсе «Птицы России» среди профессионалов, проводимый Русским географическим обществом, и третье место в номинации «Дикая природа России». Этот конкурс организовал журнал «National Geographic Россия».
– Как родители относились в детстве к тому, чем вы занимаетесь?
– Положительно. Не препятствовали, а помогали.
– Ваша жена, дети разделяют вашу страсть?
– Нет, абсолютно! Они госслужащие. Моя жена даже ни разу не была на этой выставке.
– Какой совет можете дать начинающим фотографам?
– Чтобы делать что-то очень хорошо, надо это сильно любить. Просто так снимать поначалу можно, но потом надо думать головой, то что ты хочешь. Можно тетерева снять, как он просто сидит, а можно интересно – в контровом свете, в действии.
Но всегда в съёмке надо стараться по мере возможности быть с животным на уровне. Сверху у вас получится объект придавленный.
Для тех кто начинает, можно поснимать птиц. Включайте на смартфоне запись пения птиц и кладете голосовую приманку. Один раз так птичка села на телефон и заголосила вместе с записанным щебетанием.
– У вас есть мечта?
– Побывать там, где не был, а в продолжении – снять то, что не снимал.
– Я вас спрашивала об опасностях во время съёмки, а забавные случаи были?
– Да. Медвежата всегда любопытные. Не раз мы группой становились жертвами их разбойничества. Могут стащить из лодки: рюкзак, шапку, а один раз у моего коллеги стащили дорогой объектив. Мне кричат: «Серёжа, Серёжа поймай его!». Впереди идет мамаша, а за ней трое медвежат. Последний тащит в зубах мешочек, в котором объектив под 100 тыс. рублей. Я за ним следом: бегу, кричу, машу. Тут последний медвежонок начал отставать и выпустил из пасти мешочек с драгоценным объективом. И тут он покатился и чуть не в воду. Ух, слава Богу!
Беседовала Екатерина Пономарёва