Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы (в 90-ые тоже):
Жили хозяйством. Нас спасали огороды, потому что в магазинах всё было по талонам. Мясо сложно достать – за ним и за молоком на рынке очереди были с 6 утра. Если собирались компанией, основными блюдами были: винегрет, варёная картошка с морковью, редко и празднично с тушёнкой домашней. И соленья: огурцы, помидоры, лечо. Соки были концентрированные, поэтому варили компоты.
Задерживали зарплату. По несколько месяцев не платили бюджетникам. Предприятия превращались в ООО и банкротились. Детские пособия могли выдавать рожками, отрубями и даже феном. Но в 90-е создавали семьи. Крепкие семьи. Нас закаляли обстоятельства.
Наталья Окулова, сотрудник службы безопасности:
Дефицит в то время был очень страшный – многие товары было достать невозможно. Подгузники тогда стоили столько, что в голову не приходило их покупать. Кругом царил криминал, бандитизм.
Эдуард Евгеньевич, заливщик свинцовооловянистых сплавов (в 90-ые работал грузчиком):
В тот период из-за сокращений возникли сложности с поиском работы. Служба занятости хороших вакансий не предлагала, поэтому пошёл работать грузчиком в магазин. Да и то, оформили как временного работника, а через пару месяцев уволили... Магазины у нас в основном здесь были пустые – за мясом и колбасой для особых случаев ездили в Москву даже. И не факт, что в магазине она там могла оказаться.
Борис, пенсионер:
Хорошо очень помню, что в то время была как раз сильная задержка пенсии. На 3 месяца задерживали, полностью выплатили только в 98-м. Как раз тогда новые деньги появились, ими и выдали все. Помню, что цены очень сильно росли. Потом все обвалилось и деньги снова плохими стали.
Татьяна Константиновна, оформитель игрушки на фабрике «Весна» (в 90-ые работала воспитателем в детском саду):
В то время мы столкнулись с ужасным дефицитом товаров. В магазинах были пустые полки, а на них только берёзовый сок в банках трёхлитровых. На многие продукты тогда были введены талоны. Покупать одежду приходилось в основном на рынках или барахолках. Туда как раз из Турции начали привозить дешёвый товар. Стабильность отсутствовала – неизвестно было, что будет дальше. В стране царила полная неразбериха.
Татьяна Юрьевна, домохозяйка (в 90-ые работала продавцом):
В те годы, конечно, была высокая безработица. Мы часто сталкивались с тем, что зарплату платили не вовремя. Также нередко отправляли в неоплачиваемые принудительные отпуска. В тот период я как раз вышла в декрет. На руках был ребёнок совсем маленький, а детское пособие не платили.
Светлана Юрьевна, заведующая прачечной (в 90-ые координатографист прецизионной фотолитографии в конструкторском бюро):
Это было, конечно, смутное время. Тогда мы узнали значения слов «дефолт», «деноминация», «девальвация» и др. Дефицит любых товаров, жуткие очереди, если что-то «выкинут» на прилавок. Зарплату задерживали, все пытались выживать, как могли. Я, например, время от времени, ездила «челноком» в Венгрию. Закупали здесь у нас товар: дымковские игрушки, инструменты, приборы для автомобилей и др., – везли туда, продавали на базаре и закупали одежду и другие товары. По возвращении всё продавали на рынке. Так и жили. Но мы были молоды, не унывали, рожали детей, и это были наши «девяностые».
Анатолий Алексеевич, пенсионер (в 90-ые работал наладчиком оборудования на шинном заводе):
В 90-ые работы совсем не стало, а все нажитые сбережения забрали. Зарплаты вообще не платили. Задерживали на 3-5 месяцев бывало. Предприятия встали. Продуктов в магазинах было мало в то время, но потом уже начали появляться иностранного производства. Завозили эти «Ножки Буша» и прочее. Правда покупать было не на что.
Подготовил Игорь Щвецов