Бюджетный парадокс

В очередной раз сталкиваюсь с парадоксальностью нашей бюджетной системы. Как говорится, было бы смешно, если б не было так грустно.

Приведу вам такой пример. Есть в Кировской области небольшая деревня с красивым названием Рига, которая входит в Свечинское сельское поселение Свечинского района. Кроме Риги в состав поселения входит еще восемь населенных пунктов: Шмелево, Юма, Ацвеж, Октябрьское, Круглыжи, Благовещенское, Старица, Успенское. Численность зарегистрированного населения – 2598 человек.

Общий бюджет 3 млн 800 тысяч, 75% которого идет на содержание аппарата администрации.
Только вдумайтесь, 2 млн 850 тысяч на содержание 15 человек – административных работников (это, конечно, не только зарплата и налоги с нее, здесь вам и траты на транспорт, связь и другие расходы). Оставшиеся 950 тысяч – на нужды девяти поселений, если пересчитать на количество человек – чуть больше 365 рублей в год на человека.

Этот простой пример – наглядное отражение политики государства в отношении сельских поселений.

Ситуация эта общая для всей России. Действующая система распределения бюджетных средств не только не стимулирует муниципальные образования к развитию собственной экономической и производственной базы, она ставит муниципалитеты в жесткие условия выживания и сильнейшей финансовой зависимости от «центра». Они думают, мол, зачем что-то развивать, мизер из бюджета мы и так получим (и в лучшем случае его хватит на расчистку дорог от снега, как это происходит в Свечинском с/п).

Поэтому мы все чаще говорим о том, что назрела необходимость пересмотреть бюджетную политику государства и двигаться по пути децентрализации всей бюджетной системы. Но совсем не так, как не раз в современной российской истории происходило, когда расходные обязательства передаются «вниз» к тому кругу полномочий, которые и сегодня-то им финансировать нечем.

Принцип должен быть простым: то, что зарабатывают территории, должно оставаться на местах. И первое, что нужно сделать – проработать и ввести территориальный принцип зачисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Сегодня муниципалитеты получают только 40% его отчислений. И на эти крохи, в том числе, муниципалитет должен решать множество проблем: с тем же ЖКХ, например. А как?! Это в большинстве случаев просто невозможно. Поэтому нужно обязательно «привязать» НДФЛ к месту жительства человека: где живешь – туда и перечислять.
И, конечно, параллельно нужно увеличить финансирование экономического и социального развития сельских территорий. Но, опять же, не в той форме, в которой это делает Правительство.

Только вчера премьер-министр Медведев заявил, что на развитие сельских территорий до 2020 года будет якобы потрачено 300 млрд рублей. Вроде красивая цифра, но оказывается, что половину этой суммы должны обеспечить бюджеты регионов и муниципалитетов. А еще 20% (60 млрд рублей) Правительство собирается забрать «из внебюджетных источников»: т.е. у сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий, которые сегодня, после вступления России в ВТО, буквально сводят концы с концами, терпят многомиллионные убытки.

Чем так планировать, пусть это Правительство лучше честно скажет селянам, дескать, мы развивать ваши территории не будем, для нас куда важнее создание крупных городских агломераций – Москвы да Петербурга. А сверхдоходы, которые федеральный бюджет получает – не для вас: мы их лучше в Резервный фонд отправим. Звучит это некрасиво – но отражает политику нынешнего Правительства куда точнее.

Оригинал
Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23a1p3
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn