Согласно нововведению, затронувшему регионы по всей стране, к 9 классу ребёнок обязан знать два иностранных языка на заложенном стандартом уровне. С какого именно класса начать обучать новому языку, решает сама школа. В некоторых образовательных учреждениях Кирова ученики 8-9 классов вынуждены заниматься вторым иностранным больше, чем первым, английским. Это связано с тем, что им за один учебный год надо изучить всё то, что, по идее, должно было преподаваться в предыдущих классах.
За школами сохраняется право самостоятельно выбирать, какой язык ставить в дополнение к английскому. Многие из них, ориентируясь на наличие соответствующих подгрупп и преподавателей, вводят в программу немецкий; следом по популярности идёт французский.
Как до революции
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ВятГУ Ирина Романова относится к нововведению положительно. Преподавая немецкий язык в качестве второго иностранного в вузе, она поддерживает изучение нескольких языков и в школе.
– Я приветствую эту идею, потому что считаю, что знание иностранных языков всегда благотворно воздействует на общее развитие учащихся, обогащает их возможности трудоустройства и просто расширяет их кругозор, – отметила Ирина Валерьевна «Первоисточнику».
На вопрос о том, справятся ли дети с усвоением дополнительных знаний, она отвечает, что этот вопрос риторический, и многое зависит от каждого конкретного ученика.
– Если у человека есть желание, то, на мой взгляд, он всегда может приложить усилия и справится. Главное – преподнести ему саму возможность изучать несколько иностранных языков.
Ирина Валерьевна отмечает, что изучение нескольких иностранных языков – не просто практика, распространённая во многих зарубежных странах, но и отечественная традиция, прерванная в советский период.
– Во всех странах Евросоюза дети в принципе знают несколько иностранных языков, и в дореволюционной России этот опыт тоже имелся. Так почему бы сейчас не вернуть это? Если наши дети получат такую возможность, то это даст им и новые возможности по работе, и поможет развить толерантность – то есть, в конечном итоге, для общества будут одни плюсы.
Лучше подтянуть английский?
В свою очередь, представитель инициативной группы родителей Кирова Ольга Сунцова возражает против введения нового предмета на обязательной основе.
– Мне не понятно, за счёт сокращения часов по каким предметам это будет делаться? Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, согласованных с органами здравоохранения. Без второго иностранного уже в 4 классе у детей максимальное количество часов – 30–33 в неделю, – отметила она «Первоисточнику».
При этом представитель родительского сообщества отметила, что нет ничего плохого в введении второго иностранного в качестве факультативного.
– Второй иностранный язык дети должны изучать по желанию, тогда и успехи в обучении будут лучше, и уроки не в тягость.
По её мнению, именно личная заинтересованность должна приниматься в расчёт при обучении дополнительному языку. Ограниченные же часы обязательного обучения Ольга Сунцова предлагает использовать для тщательного преподавания английского.
– После школы большинство и универсальный английский-то знают на три с минусом. Это же всё индивидуально. Если вам нужен второй иностранный – учите сами, а в обычных школах лучше бы количество часов на первый иностранный увеличили.
Не в языках счастье
Нетипичную точку зрения выразил директор частной языковой школы Андрей Шабалин. Он полашает, что и родители, и представители государственной системы образования переоценивают значимость иностранных языков.
– Родители вместе со школой, как слепые, мечтают, чтобы ребёнок поступил в престижный вуз, и на этом их желания заканчиваются. А ведь если ребёнок не умеет учиться и взаимодействовать с другими, то счастья не случится. Если мы спросим у школьников и студентов, чего они хотят добиться по жизни, они ответят: «Счастья, славы, денег, карьеры, самореализации»… А ведь ни второе, ни третье, ни любое другое к счастью не относится.
По мнению Андрея Степановича, высказанного им «Источнику», лица, ответственные за изменения в образовательной программе, следуют не по тому пути. Он считает, что часы, отданные на изучение второго иностранного языка, логичней было бы использовать на развитие эмоционального интеллекта и умения управлять эмоциями.
– Школа готовит к жизни всего на 20 процентов, развивая только интеллект и умственные способность. Остальные же 80 процентов зависят именно от умения контролировать эмоции и выстраивать общение с другими людьми. Второй иностранный язык, не второй – это всё мелочи.
Подводя итог, Шабалин утверждает, что личное счастье человека не зависит от количества и вида предметов, которые в него «загрузили» за партой.
– Ни английский, ни математика, ни любой другой предмет не сделает человека успешным по жизни сам по себе. Мало кто понимает, что именно сделает – нет таких масштабных исследований, да и взрослый человек сам не понимает, что его привело к успеху.