Речевая дискредитация

В последнее время мы сталкиваемся с тем, что культура потребления подчиняет людей своим канонам, где борьба за ресурсы становится не ситуативной реакцией, а способом жизни.

Сегодня мы все живем в ситуации многозадачности и испытываем постоянный стресс. Вместе с этим в обществе растет конфликтность. Все эти моменты приводят к тому, что люди становятся более эгоистичными, прагматичными, менее терпимыми к другим.

Растущий уровень эгоизма влияет на речевое пространство. Например, люди с интересом говорят только «о своем», как только другой человек привносит себя, многие сразу же засыпают или перебивают. Повышенный уровень агрессии сказывается на появлении более категоричных формулировок. В разговорах преобладают короткие рваные фразы. Их основой становятся требования, приказы, упреки, обвинения, сарказм и насмешки. А нормой — такой косвенный речевой жанр, как дискредитация.

Медийные персонажи воспитывают в подрастающем поколении моду на эпатаж и грубость. Чем более беспрецедентное поведение, тем больше подписчиков и лайков — ведь результат конвертируется в деньги. И в этой ситуации молодым людям понять, что плохо, что хорошо, достаточно сложно. При этом большим спросом пользуются видео в YouTube, посвященные советам «Как общаться с агрессивными людьми».

Поскольку ситуация напряжения и аврала требует высокой конкретики в речи, большого количества информации на единицу сказанного, быстрой реакции и структурности, то большинство людей неспособны удерживать фокус внимания еще и на форме подачи. Говорить красиво, грамотно, дипломатично — очень хорошая стратегия, но она требует и большого напряжения. На этом фоне люди, которые могут изъясняться содержательно, а не «лить воду», становятся поистине уникальными и востребованными спикерами и собеседниками. Поскольку дискуссия сегодня — нераспространенный жанр, она носит всё больше характер полемики, где заранее понятно, что никто ни с кем не договорится. Или напоминает череду монологов, где каждый говорящий, не дослушав, ищет слабые точки и формирует контраргументы.

Общество может изменить ситуацию, если вспомнит, что культура не обязана обслуживать рекламные бюджеты, она не должна следовать низкому вкусу и бороться за рейтинг. Культура призвана формировать вкус и развивать интеллектуальный, эмоциональный и духовный капитал. Необходимо прекратить создание «звезд» из людей с антисоциальным поведением, иначе эти модели будут распространяться по принципу пандемии.

А что может сделать каждый из нас, не перекладывая ответственность на сложное время, жизненные обстоятельства и информационную революцию? В первую очередь, ответить для себя на вопрос: «Какая у меня позиция по этому поводу?» Ведь встречаясь с трудностями, человек доказывает себе и окружающим, что они преодолимы, или ищет способы трансформировать ситуацию. И если мы готовы работать, нам необходимо сменить позицию «критика» на позицию «реализатора».

Вклад в повышение уровня культуры общения могут внести даже маленькие шаги каждого. Начинать можно с собственной речи, которая уже преобразовывает пространство. Терпеливо объяснять своим детям, почему важно говорить грамотно, чисто, дипломатично, красиво. Приводить примеры эффективных, востребованных в профессиональном и общественном плане людей, чей речевой имидж соответствует желаемому уровню. Внутри своей семьи поддерживать такой же речевой стиль, как и вовне.

В своих малых группах (семья, коллектив на работе, компания друзей) надо доносить до людей, почему грубая, засоренная речь приносит негативные последствия. Отмечать в культурных людях их уникальность и выражать слова поддержки! Это тоже культурный речевой жанр. Таким образом они будут вдохновляться и ощущать свои стратегии полезными.

Стоит снизить речевые жанры упрека, претензии, сарказма, иронии, обвинения и дискредитации при общении с людьми. Можно смело выражать благодарность, это украшает не только речь, но и душу того, кто благодарит и кого благодарят. И надо тренировать в себе интерес к другому человеку, развивать свою способность слушать. Ведь речевой имидж включает еще такое понятие, как баланс между тем, сколько говорить и сколько слушать!

Хвалите себя за малейшие действия по развитию культурной коммуникации! Таким образом мы самовдохновляемся и становимся более эффективными! Любое действие должно быть целесообразным, но еще более сильным воздействием обладает осмысленность того, что мы делаем! Всегда задавайте вопрос: «Ради чего вы этого делаете?» Уверена, на него каждый ответит по-своему.

Оригинал

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. АО ВкусВилл. ИНН 7734443270. erid: 2SDnjesRQHf
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn