Не только доллар

Необходимость снижения зависимости от доллара во внешнеторговом обороте России однозначно есть. Такой подход уменьшает силу воздействия внешнеэкономических шоков и снижает нашу уязвимость перед возможными масштабными санкциями со стороны Запада, ограничивающими долларовые расчеты для отечественных компаний. Однако на практике провести дедолларизацию не так-то просто.

Попытки проводить взаимные расчеты в национальных валютах велись, ведутся и будут вестись. Более того, агрессивная политика США в отношении своих торговых партнеров, наблюдаемая в этом году, делает этот вопрос как никогда актуальным. Причем государства не просто изыскивают способы рассчитываться по двусторонним контрактам в своих денежных единицах, но даже нацелены на формирование определенных региональных кластеров, где группы стран могли бы производить платежи в одной или нескольких «местных» валютах. Нечто подобное рассматривается и странами ЕАЭС. В частности, Россия, Белорусия, Казахстан и Армения уже не раз обсуждали возможность создания некой «наднациональной» денежной единицы для стран Содружества. В качестве варианта предлагался алтын. Однако, дальше общих планов дело пока не продвинулось.

И это не случайно. Доллар — самая распространенная и самая надежная валюта на планете. Расчеты в нем хорошо отлажены во всей мировой финансовой системе. Кроме того, если контракт предполагает растянутые во времени поставки товаров и услуг, то доллар как платежное средство за счет своей высокой стабильности гарантирует, что стороны не понесут убытков из-за курсовых колебаний.

Тем не менее в какой-то степени зависимость от американской валюты Россия действительно может снизить, переведя часть расчетов по двусторонним контрактам в отечественную денежную единицу или в валюту страны-контрагента. Речь в первую очередь об увеличении доли расчетов в юанях и рублях с Китаем. Государства ЕАЭС, а также Иран, Турция, Венесуэла и многие другие тоже могут нарастить долю расчетов с Россией в валютах наших стран. Но о полном отказе от американских денег в обозримом будущем речи, конечно, не идет — если процесс дедолларизации и будет проходить достаточно активно, в любом случае можно говорить лишь об изменениях в пределах нескольких процентов внешнеторгового оборота России в год. Поэтому на то, чтобы частично заместить доллар другими инструментами расчетов, могут уйти долгие годы.

И повлиять на это никак нельзя. Для нашей страны характерна чрезвычайно высокая доля импортного оборудования на отечественных предприятиях. Даже в области геологоразведки, нефтяной и газовых отраслях количество зарубежного оборудования превышает 70%. Ненамного лучше ситуация и в других сферах российской экономики, в частности — в пищевой и легкой промышленности, приборостроении и так далее. Так, доля иностранных компаний на рынке телекоммуникационного оборудования составляет 92–94%, а в таких секторах, как, например, мясопереработка, объем ввозимого из-за рубежа оборудования и вовсе доходит почти до 100%.

Что касается рисков девальвации рубля или оттока денежных средств с валютных вкладов именно из-за дедолларизации, то они относительно невелики. Процесс снижения доли расчетов в американских деньгах касается в основном юридических лиц — компаний, имеющих торговые связи с зарубежными партнерами. Более того, многие из корпораций, не дожидаясь никаких указаний сверху, уже давно начали накапливать резервы в евро, юанях и других денежных единицах именно из-за рисков введения новых санкций против России в части расчетов в долларах. Причем Европа, судя по всему, охотно готова вести расчеты с российскими компаниями в евро. Так что процесс уже идет, и начался он фактически снизу и без какого-либо давления со стороны власти.

Единственным фактором, способным существенно ударить по курсу рубля, могла бы стать заморозка валютных вкладов или принудительная конвертация их в рублевые. Это способно обернуться определенной паникой на рынке. Но такой вариант развития событий видится крайне маловероятным.

Вместе с тем некоторые опасения, связанные с возможным запретом на расчеты в долларах для крупнейших российских банков, произносимые с высоких трибун, периодически вызывают тревогу, что выливается в отток денег с валютных вкладов. Так, только за август с депозитов Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Промсвязьбанка и Россельхозбанка было выведено порядка $8,3 млрд, из которых $2 млрд пришлись на счета физических лиц. Вероятнее всего, если в ближайшее время со стороны США не будут введены какие-либо сверхжесткие санкции, чрезмерные эмоции на рынке улягутся и отток долларов с вкладов существенно сократится. Однако утверждать, что в нынешних экономических условиях россияне поспешат вернуть свои накопления на валютные депозиты, тоже пока преждевременно.

Оригинал

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. АО ВкусВилл. ИНН 7734443270. erid: 2SDnjesRQHf
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn