Дотянуться до зрителя

Киноэксперт Екатерина Бордачева – об успехах и проблемах кинофикации малых городов.

Фонд кино недавно подвел предварительные итоги кинофикации. К концу прошлого года при поддержке государства в стране заработало около 800 современных цифровых кинозалов. Осталось всего четыре региона, не охваченных программой, — Еврейская автономная область, Республика Калмыкия, Камчатский край и Чукотский автономный округ. За четыре неполных года вновь открытые площадки заработали более 2,1 млрд рублей. Как прогнозирует «Невафильм Research», в 2019 году субсидированные кинотеатры обеспечат порядка 10% продаж всех билетов в стране.

Можно без преувеличения сказать, что кинофикация спасла наш кинопрокат от кризиса. Напомню, программа стартовала в 2015 году, когда коммерческое расширение киносетей было заморожено. Прирост залов дал положительную динамику как для кинопоказа, так и для смежных сегментов. Кинофикация фактически поддержала бизнес в период спада и помогла сдержать резкое повышение цен на билеты. В то же время полностью решить проблему дефицита кинозалов даже силами государства пока не удается. Кинозалов всё еще недостаточно для реализации потенциала фильмов. А именно кинотеатры до сих пор приносят основные деньги их создателям.

Тем не менее российское кино научилось эффективно пользоваться возможностями, которые у него есть. Приведу пример. С 2014 года из-за падения курса рубля уменьшились в валютном выражении и кассовые сборы. Зарубежные компании, особенно независимые, стали повышать стоимость прав показа на территории России, чтобы как-то выравнять доходы. Для прокатчиков новые условия означали новые риски. Однако кризисные реалии стали шансом для российского кино. Не случайно качественная полнометражная анимация и первые крупные проекты, окупившиеся в прокате и влившие в индустрию свободные деньги, вышли в прокат как раз в период с 2014 года. Российское кино и сейчас присутствует в графиках кинопоказа ежедневно, от анимации до фильмов-событий.

С самого начала программа кинофикации была призвана решить как социальные, так и индустриальные задачи. Во-первых, расширить доступность кино как вида досуга в малонаселенных городах и регионах. Во-вторых, привлечь внимание к отечественным картинам, увеличить их долю в общем объеме выпускаемых фильмов — по договору с Фондом кино, субсидированные кинотеатры обязаны первые три года держать 50-процентную долю сеансов российского контента. Летом и в начале осени, когда царствуют зарубежные блокбастеры, это бывает проблематично, но если мы посмотрим на нынешний квартал, только «Т-34» и «Полицейский с Рублевки» закрыли обязательства по квоте до апреля.

Надо сказать, что федеральная программа учла многие ошибки предшественников. Например, во второй половине нулевых я работала в комиссии областного министерства культуры по реализации программы реконструкции киносети Подмосковья. Тогда достаточным условием «обновления» была установка нужного оборудования и приведение в соответствие помещений кинодосуга. В результате половина площадок ушли в частные руки, часть так и не вышла на новый уровень кинопоказа, и лишь единицы смогли успешно функционировать самостоятельно и работают до сих пор. Фонд кино разработал и предъявил более взвешенные требования, которые обязывают площадки нести ответственность и выполнять обязательства.

На мой взгляд, эффективность была бы еще выше, если бы со всеми площадками своевременно были проведены предварительные консультации и предложены инструменты для организации системного кинопоказа. Пока уровень подготовленности сотрудников кинозалов, их профессиональные знания в области законодательства и устройства рынка, да и качество администрирования часто оставляют желать лучшего. Сейчас обсуждается формат образовательных семинаров и конференций для субсидированных залов в рамках кинорынка. Ресурсы для этого у нас есть, но несколько лет уже упущено.

И еще одна проблема, которую надо решать. Столкнувшись с трудностями, добрая половина субсидированных залов перешла под управление посреднических компаний, что, на мой взгляд, в корне неправильно. Ведь это убивает одну из целей программы — создание рабочих мест и повышение профессионализма. Кроме того, любой посредник оказывает услугу за немалый процент от сборов площадки. Она попадает в многоуровневую зависимость и имеет меньше возможностей для развития.

Всего до 2022 года Министерство культуры планирует открыть в рамках программы 2 тыс. кинозалов. Но не менее количества важно качество. Соответствие обязательствам, которые площадки взяли на себя при получении субсидии. Необходимо направить усилия — и со стороны Фонда кино как оператора программы, и со стороны индустрии — на подготовку будущих управленцев и администраторов. Новым площадкам необходима помощь с планированием репертуара, поставкой фильмов (не все дистрибуторы готовы работать с малыми городами), а главное — с организацией системной работы, своевременной отчетностью и исполнением платежных обязательств. Всё это поможет увеличить эффективность, и соответственно — сборы российского кино.

Оригинал

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. АО ВкусВилл. ИНН 7734443270. erid: 2SDnjesRQHf
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn