Эксперт «Золотой маски» оценил кировские театры

«Первоисточник» встретился с критиком в обеденный перерыв.

1969

Театровед и член Экспертного совета Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Нияз Игламов прибыл на три дня в Киров, чтобы оценить репертуар кировских театров. Интервью с корреспондентом «Первоисточника» состоялось в уютном помещении в Кировском драматическом театре. К моменту встречи Нияз увидел уже бОльшую часть спектаклей, поэтому смог высказать экспертное мнение. За кружкой чая мы поговорили о соц-арте, местной труппе и кировском Чехове.



– Уже успели познакомиться с труппой драмтеатра?
– Я только начал знакомиться с кировским театром. Не все мне кажутся грандиозными величинами, но несколько актёров меня очень порадовали. О них я буду помнить и говорить в других городах. Пока не могу озвучить все имена, но, пожалуй, я выделю одну актрису. Мне понравилась Ольга Миронова, потому что она в трёх спектаклях открывалась для меня по-новому. В рамках режиссёрского задания она делает три разных образа. Для меня высший пилотаж актёрской игры, когда актёр не похож сам на себя. Какой смысл смотреть одну и ту же роль? Чаще всего садятся на штампы, и это не плохое слово, просто это очень легко. Как говорит замечательный режиссёр Лев Додин: «У нас нет звёзд, мы стараемся их разрушать». Хотя у него есть и Данила Козловский, и мушкетёрская Лиза. Тем не менее, он разрушает эту природу: «Артист всегда разный, а звезда – одинаковая».

– Чем отличается кировский Чехов от других театров?
– В первую очередь, это можно назвать тестовой работой. Насколько театр готов к этому материалу, насколько готов работать с этим режиссёром, насколько готов режиссёр работать с этими актёрами. Это, скорее, выяснения собственных сил. Это некий спектакль-лаборатория. Работа над которым, видимо, будет продолжаться и совершенствоваться, потому что наряду с блестящими находками есть провалы по смыслам, по образам. Спектакль, который нужен не зрителю, не фестивалям, он нужен самому театру для роста.

– А что скажете насчёт спектакля по пьесе «Марьино поле»? Как вам кировское исполнение?
– Мне кажется, из того, что я пока здесь увидел, это наиболее эстетически цельный спектакль. Поскольку эта пьеса неоднородна и в ней есть два плана: фантасмагория и реальность. Они постоянно переходят от одного к другому. Порой ты не очень понимаешь, где реальность этого спектакля. Мне кажется, кировский спектакль имеет собственное звучание.

– Нияз, в Кирове были ранее?
– Я не первый раз, но приезжал в Киров очень давно. Немножко погулял по улицам, сходил в магазин дымковской игрушки. В течение трёх дней я обсудил семь спектаклей. У меня по большому счёту времени не было ни на что.

Мы прогулялись по Спасской, я встретился со стариной знакомой – Екатериной Рябовой, она тоже театральный критик. Мы погуляли по набережной, где замечательная ротонда и розовый фургончик с мороженным. Не могу сказать, что я увидел город, к сожалению, не попал ни в один музей.

Если мне позволяет время, то я обычно стараюсь как можно больше увидеть. В этот раз у меня максимально театральные впечатления. В первый день я посмотрел четыре спектакля подряд, и меня немножко в конце дня «ушатывало». На следующий день даже проспал и не вышел на завтрак.

– Что примечательного увидели в нашем городе?
– Мне нравится Вятка. Мне нравится Киров. Я очень люблю соц-арт и какие-то остатки советской эпохи. Не хочу, чтобы сейчас это прозвучало, как какое-то оскорбление. В Казани такого не сыщешь. Мне очень интересно было увидеть «Почту России» напротив театра кукол, а на ней старосоветская надпись «Почтамт». Какие-то ещё предметы советского времени. Это чувство ностальгии, я всё-таки родом из Советского Союза. Не то чтобы я хотел туда вернуться, детство есть детство. Незастроенные центры, не тронутые улочки современными реконструкторами дома, замечательный парк с жирафами рядом с театром кукол. Мне это правда нравится, хотя я понимаю, что у местных жителей это может вызвать какой-то негатив. «Нет, мы  хотим нормальные дороги», – скажут жители. Но дороги – да, оставляют желать лучшего. Остальное, мне кажется, надо сохранять, ведь это среда – уникальное явление. Вот есть такой город Торжок, они там тоже очень долго загнивали, но потом поняли, что только у них деревянное зодчество. К ним туристы толпами приезжают, а что такое туристы – это деньги в область, край, город. Киров не до конца использует свой туристический интерес. Нужно начинать с событийного туризма. Здесь можно провести фестиваль, раньше же здесь проходил фестиваль  «Вятка – город детства». Придумать ещё какие-то городские истории, которые бы привлекли туристов. Это всё развивает инфраструктуру города, и это проще, чем сейчас поднимать какую-то промышленность или производство начинать. Ландшафт Кирова и природа интересны. Вроде бы ты в тайге, а вроде в России. Мне кажется этим не очень занимаются.

Беседовала Екатерина Пономарева

Подпишись на канал в
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ