Это небольшая реальная история об оборотной стороне нашей работы. Нашей – в смысле тех, кто занимается поддержкой предпринимателей и предпринимательства в целом: а это и чиновники, и мы – общественники (в смысле Вятская торгово-промышленная палата).
В начале декабря прошел межрегиональный фестиваль народных промыслов «Кладовая ремесел». Мы его традиционно организуем в партнерстве с департаментом развития предпринимательства и торговли. Двухдневная ярмарка с приездом умельцев со всех регионов России очень успешно прошла в Драмтеатре: приехали больше 200 мастеров, работало 10 мастер-классов и пришло очень много народу!
Все это – лишь одна сторона медали. Большая выставка-ярмарка – это именно то, что видит в «Кладовой ремесел» обычный посетитель. На самом деле, фестиваль народных промыслов – это еще и деловое мероприятие. В первую очередь, для самих промысловиков. С полноценной двухдневной деловой программой, семинарами кировских и московских тренеров. Бесплатными семинарами, к слову сказать. Мы учим всех, кто имеет отношение к промыслам, правильно продвигать свой продукт (а он достаточно специфический и очень важно правильно его «пиарить»); учим мотивировать продавцов (не зря говорят, что даже очень хорошую бизнес-идею могут испортить плохие исполнители); рассказываем о новшествах в налоговом законодательстве, которые могут пригодиться в работе (ибо «не юристы» не всегда успевают следить за всеми изменениями в нормативке); учим выстраивать стратегию развития своего предприятия (лично я считаю, что это основополагающее знание и как ни странно, именно на том, чтобы подумать над тем, «а куда идти?» у руководителей многих коммерческих компаний всегда не хватает времени).
Так вот я хочу немного рассказать про эту самую «стратегию». Это был один из ключевых семинаров «Кладовой ремесел». Провести его мы пригласили московского тренера компании Synergy Consulting Николая Шутенко. И тренера, и компанию выбирали не «пальцем в небо» - лишь бы кого-нибудь привезти из Москвы, а по рекомендациям предпринимателей, которые этого тренера уже слушали. Тему семинара (чему учить будем?) выбирали, посоветовавшись с самими «промысловиками». Чтобы не сверху насаждать, типа «учитесь! Какая разница надо вам оно или нет…», а дать те знания, которые реально нужны.
И вот представьте себе ситуацию: до семинара осталась неделя (а он прошел 7 декабря, в субботу (!!!)). После адресной рассылки по предприятиям народных промыслов мы с коллегой садимся на обзвон. Список адресатов, которых надо обзвонить, измеряется четырьмя листами формата А4 с фамилиями, названиями компаний и номерами телефонов руководителей. А дальше происходит вот что.
« - Здравствуйте! Торгово-промышленная палата беспокоит. Вы получали от нас приглашение на семинар по стратегии развития предприятия?»
« - Да!»
« - Вы придете 7 декабря на семинар?»
А дальше возможны варианты:
« - Нет, я не могу, работы много. – Но это же суббота! - ……. (20-секундное молчание…… ) – Мы и в субботу будем работать! И вообще, у меня уже три недели выходных не было»
« - Нет, не приду. – Почему? – Вы знаете, стратегия – это не то, что нам нужно. Нам над стратегией думать некогда (!!!!), нам надо сразу тактические приемы давать»
« - Я не смогу. – Почему? – Я считаю, что я на этом семинаре не узнаю ничего нового. – А с чего вы взяли? Вы уже были у этого тренера? – Нет, но я не считаю, что он мне нужен»
« - А сможет кто-то кроме Вас прийти от Вашей компании? – Кто например? – Тот, кто у вас отвечает за развитие….. – Вы знаете, у нас в общем-то за него никто не отвечает».
Обычные «не смогу», «не приду», «нет времени» я даже перечислять не буду. Неутешительный итог: из всего списка тех, кого мы обзвонили, не набралось даже десяти человек, которые сказали «да».
Сказать, что я была в недоумении после этого обзвона – все равно, что ничего не сказать. О том, на какую тему интересно послушать семинар, заранее опросили. На вопрос: «какие меры поддержки нужны?», очень многие бизнесмены отвечают: «консультационная помощь + обучение». Вроде бы обо всем спросили, ан нет!
У меня иногда складывается такое ощущение, что бизнес мы поддерживаем чуть ли не насильно. Иногда угрозами «если вы не придете в этом году, то в следующем этих бесплатных семинаров может не быть!»; иногда уговорами, типа: «ну пожалуйста, ну придите и поучитесь, это ведь вам нужно...»
Чиновников и власть часто обвиняют в нежелании поддержать или услышать бизнес (здесь нужно уточнить, что деньги на проведение семинаров выделил департамент развития предпринимательства и торговли). И вот она (власть) этот бизнес услышала и что в ответ???? «Не могу, не хочу, не получится, не приду!» Вы думаете, после такого отношения хочется что-то для людей делать? Честно, не хочется. А это я привела вам только один пример.
Может быть и бизнесу нужно пересмотреть свое отношение к тому, что для них делается? И понять, что даже это немногое – не само собой разумеющееся, а результат того, что одни эти деньги в бюджете выбили/выиграли на конкурсе у федерации (что само по себе непросто), другие эту работу организовали, третьи сделали. Что такое отношение – не просто неуважение к государственным деньгам, но и к людям, которые работают. Задумайтесь о том, что любые бюджетные деньги – не какие-то там абстрактные рубли, которые падают с неба. Это наши деньги – налоги, которые мы платим. Вы можете себе представить, чтобы вы сами лично что-то купили, а потом махнули рукой и сказали: «да ладно, мне это не надо, оставьте себе». Я не представляю.
Конечно, можно сказать: «лучше бы правительство давало гранты/льготные кредиты на открытие/ведение бизнеса». А еще лучше, чтобы за них не надо было потом отчитываться. Ну и чтобы возвращать не надо было, чего уж там. Правда? Да и критиковать чужую работу всегда легче, чем самому оторваться от стула и что-то сделать. Даже для самого себя.
Оригинал
17 декабря 2013, 15:22195