Начнем с того, что вообще такое CRM и для чего ее используют.
CRM или Customer Relationship Management переводится как управление взаимоотношениями с клиентами. Проще говоря, CRM — это система, помогающая бизнесу сохранить нужную информацию о клиентах для автоматизации бизнес-процессов, маркетинга и улучшения дальнейшего взаимодействия с клиентами.
Зачастую малый бизнес или фрилансеры отказываются от готовых CRM систем в пользу «самодельных» CRM в гугл таблицах. Почему? Просто потому что большинство готовых СRM перегружены функциями, приходится тратить кучу времени на поиски нужного окна. Интуитивно эти продукты непонятны.
Финансовый фактор также играет важную роль. На первых порах бизнес не готов тратить бюджет на дополнительные инструменты, поэтому автоматизируем как автоматизируется ;)
Преимущество CRM в гугл таблицах в их простоте: все необходимые данные о клиенте в одной строке. К таким таблицам можно подкрутить необходимые плагины, что поможет приблизить таблицу к СRM.
Как обычно выглядит CRM система в гугл таблицах на примере кожевенной мастерской:
Как правило все довольно просто:
- столбцы с основной информацией о клиенте;
- детали заказа;
- ответственный;
- статус (запрос,согласование, предоплата и т.д.).
В нашем примере мы также учитываем доход за месяц, чтобы отслеживать доход и эффективность от периода к периоду, мы создали поле «доход в месяц».
В конце каждого месяца мы проводим акцию: продаем оставшиеся в наличии изделия со скидками.
Для постановки задач и налаживания работы внутри команды, малый бизнес обычно использует дополнительные сервисы, например trello. Обычно, внедрение таких таск-менеджеров в работу компании проходит легко и значительно упрощает работу. Как правило работа в таких сервисах ведется по принципу управления канбан. Для организации задач предусмотрена доска с карточками, которые можно помечать метками, перетаскивать, определять для них участников и сроки. Если возвращаться к trello, то данная платформа поддерживает интеграцию со многими популярными сервисами, например, Google Drive, Evernote, Dropbox, OneDrive, MailChimp.
Как можно автоматизировать CRM в гугл таблицах
Одним из немногих способов будет подключение необходимого плагина к вашей таблице. Начнем с того, что такое плагины и зачем они вообще нужны.
Плагины — это дополнение (расширение возможностей) для какой-то определенной программы или сервиса. В нашем случае пригодится плагин для автоматизации e-mail-рассылок о предстоящих акциях, например «Yet Another Mail Merge».
Для того, чтобы установить плагин к таблице необходимо, находясь в документе, нажать на пункт меню «Дополнения» и выбрать «Установить дополнение». Далее выбираем «Yet Another Mail Merge». Нажимаем «Установить».
После запуска плагина в вашем документе появится новый столбец и окно со статистикой:
Плюсы использования гугл-таблиц как CRM
- Простота
- Все записи о клиентах и рабочих процессах в одном месте.
- Вы можете раздать доступ своей команде и вам не придется собирать по всем ежедневникам информацию о том, сколько у вас заказов и кто над чем работает.
- Вся необходимая информация о клиенте и сделке в одной строке.
Минусы использования гугл-таблиц как CRM
- Сложности при автоматизации.
- Неудобно пользоваться не с компьютера.
- Низкая прозрачность процессов.
- Необходимость использования формул. Хотя бы простых.
- «А вдруг кто-то собьет все настройки формул и плагинов?».
Если вы понимаете, что вам мало той функциональности, на которую рассчитана любая гугл таблица или вы просто не хотите заморачиваться, то вот решением вашей проблемы может стать Пачка.
Она отлично подойдет для тех, кто впервые хочет внедрить CRM систему и тех, кому нужна простая функциональность и приятный дизайн. В Пачке нет ограничения по пользователям и есть все, что необходимо малому бизнесу.
В базе клиентов можно хранить данные организаций и контакты физических лиц:
В воронке продаж можно создавать и двигать по этапам сделки, привязанные к клиентам:
Сотрудники могут ставить друг другу задачи, комментировать сделки и обмениваться файлами:
Есть даже встроенный мессенджер: некоторые предпочитают, чтобы вся коммуникация внутри команды происходила в одном окне, к тому же, так рабочие переписки отделены от личных.
Платная версия включает в себя мини-сервисы: например, интеграцию с электронной почтой.
Оплачивается ежемесячно по подписке, при этом сумма не зависит от количества пользователей.
Плюсы использования CRM Пачки
1. Простота и дизайн.
2. Создание аккаунта занимает три минуты.
3. Сотрудники оценят удобный интерфейс и мобильные приложения.
4. В Пачке есть импорт и вы легко можете переехать с другой системы на Пачку
5. Платите только за то, что вам действительно нужно в системе
6. Можете адаптировать Пачку под специфику вашего бизнеса
Минусы использования CRM Пачки
Пачка - молодой продукт, поэтому многие нужные функции пока в разработке: например, интеграции с соцсетями, телефония и учет товаров.