Сабвуфер, он же саб - это самая важная и определяющая часть автомобильной звуковой системы. На некоторые экземпляры авто с мощнейшими аудио-характеристиками по сути и установлен один саб, а всё остальное чистой воды формальность. Сабвуфер не заменим.
Насыщенные и мощные басы, глубокий, пронизывающий всё вокруг звук - является целью для многих авто-владельцев и авто-фанатов. Очевидно, что хороший сабвуфер просто не заменим на массовых мероприятий: авто-пикниках на природе, на пляже и т.д.) Кстати, на Drivemusic вы сможете найти отличные подборки и плейлисты в категории "басы в машину", которые скрасят вашу вечеринку или простую езду по городу.
На расстоянии более 100 м и средней мощности звука в авто человек с улицы слышит в основном именно звуки сабвуфера, а не сателлитов.
Сабвуферы делятся на:
• активные - это сабы с уже встроенным прямо в них усилителем. По сути готовый комплект, который прост в эксплуатации и элементарно подключается. Воткнул 2 контакта от головного устройства и поехал. Считается, что у большинства производителей активная акустика обладает худшими характеристиками, чем пассивная. Принято считать, что связано это с простым желанием завода-изготовителя сэкономить на качестве и на материалах.
• пассивные - это сабы без встроенного усилителя. Пассивный саб требует обязательной и чёткой совместимости между собой трёх компонентов: головного устройства, усилителя и собственно самого сабвуфера. При использовании пассивного сабвуфера необходим усилитель такой же мощности (мостовое подключение), какая указана в инструкции самого саба, как номинальная.
Для сабвуфера существуют 5 основных конструктивных моделей:
- полосовые (bandpass)
- пассивно-радиаторные (radpass)
- закрытые (closed)
- фазоинвертные (vented)
- компактные (compact-sab)
Полосовый сабвуфер - это саб, у которого динамик убран внутрь собственного корпуса. Излучение звука происходит через фазоинвертор. Не самый дешёвый, но есть возможность использования его без кроссовера.
Пассивно-радиаторный сабвуфер - это саб с 2-мя динамиками. Предназначение второго динамика - понижение общей резонансной частоты громкоговорителя. Очень дорогостоящий саб для авто выше среднего класса. Требует профессионального подключения.
Закрытый сабвуфер - это саб с герметичным (запаянным) корпусом. Более экономичный вариант, чем vented.
Фазоинвертный сабвуфер - это мощный саб с громким и глубоким звучанием. Высокая стоимость и не плохое качество.
Компактный сабвуфер - это дешёвый саб, закамуфлированный (например под ногами пассажира). Не требует глобальных изменений в конструкции авто. Не высокая мощность и динамики малого диаметра.
Громкость, насыщенность и правильность работы саба напрямую зависят от конкретного типа кузова авто. Установка саба в каждом из типов очень желательна в правильном месте.
> В кузове типа универсал (большие двухобъёмные авто) - саб необходимо направить фазоинвертором и динамиком назад.
> Для кузова типа хэтчбэк (не крупные двух объёмные авто) - саб (и его динами и фозоинвертор) должны быть направлены вверх или в сторону багажника. Не стоит направлять на заднюю спинку сиденья (это грозит ощутимыми потерями в звуке).
> В случае с кузовом типа седан (авто типа классических ВАЗов) - саб (и порт и динамик) необходимо направить непосредственно на заднее сиденье с зазором до 8-ми см. Ещё лучше направлять на подлокотник. В последнем случае не наблюдается эффект гулкости (или приглушения); и саб (особенно мощный) - звучит качественно.
Несколько советов при выборе автомобильного сабвуфера.
- При выборе автомобильного сабвуфера никогда не смотрите на заявленную мощность (ни на номинальную, ни особенно на максимальную). Многие компании врут, причем и одну и в другую сторону, хотя конечно в основном завышают реальные характеристики. Больше полагайтесь на репутацию фирмы.
- На мой взгляд, оптимальный размер для сабвуферного динамика это 12 дюймов.
- Берите действительно хорошие фирмы. Сейчас очень много дешевых "Китайских" фирм, которые преподносятся как дорогие "Американские". Консультируйтесь с грамотными продавцами.
- Мощность автомобильного сабвуфера примерно можно определить по диаметру и высоте звуковой катушки.
- Мощность автомобильных сабвуферов, как правило, с каждым годом постоянно растет. Растет и мощность усилителей. Правильно выбирайте мощность и того и другого.
- Если сравнивать хорошие Американские автомобильные сабвуферы с хорошими Европейскими, то на мой взгляд Американские лучше, в отличии от автоакустики.
- Перед покупкой прослушайте различные автомобильные сабвуферы на стенде. Это не так тяжело, особенно если Вы выбираете корпусной автомобильный сабвуфер. Звука от него должен быть плотный и как можно более четкий. Гудений должно быть как можно меньше. После этого берите, какой больше понравился.