У технологии МРТ интереснейшая история и широкие, подчас неожиданные, возможности. Вот 14 малоизвестных фактов об этом методе:

1. Магнитное поле, нагнетаемое томографом, почти в сто тысяч раз сильнее, чем магнитное поле планеты Земля.
  2. Самый мощный в мире МР-аппарат работает в американском штате Иллинойс, в «гангстерском» городе Чикаго. Прибор генерирует магнитное поле напряжённостью в 9,4 Т и применяется для изучения человеческого мозга. Учитывая, что магнитный скрининг – одна из самых дорогостоящих медицинских диагностик, цена МРТ на таком мощном томографе измеряется в тысячах долларов.
  3. В ряде аэропортов Израиля МР-сканер используется для проверки багажа туристов.
  4. Хотя технология МР-сканирования была в 1970-х годах запатентована за рубежом, советский учёный Владислав Иванов открыл её задолго до этого. Ещё в 1960-х годах он предложил применять магнитное поле для диагностики болезней. К сожалению, «нет пророка в своём отечестве»: признание к Владиславу Александровичу пришло только в 1984 году. К тому времени диагностика уже широко применялась на Западе. И по сей день почти все МР-томографы российских клиник – «иностранцы». Сегодня диагностические медцентры предложат вам сделать МРТ в Москве или Петербурге на приборах, заказанных в США, Японии, Германии.
  5. Тот же Владислав Иванов в 1974 году выдвинул научному сообществу предложение – использовать МРТ не только для изучения человеческого тела. Он предложил «диагностировать» этим способом сломанную технику. Ведь некоторые станки нельзя разобрать на части и посмотреть, что происходит внутри. В результате заводу приходится списывать и утилизировать их, а государству – нести затраты. Если же «просветить» вышедший из строя неразборной станок, то сразу станет ясно, в чём неполадка.
  6. В создании первого в мире МР-прибора принял участие потомок знаменитого Альфреда Нобеля. Однако Нобелевскую премию получили другие учёные – Питер Менсфилд и Пол Лотенбур. Чтобы магнитный томограф стал таким, каким мы его видим в современных МРТ-клиниках, были сделаны открытия в математике, информатике, физике. Эти открытия удостаивались Нобелевской награды начиная с 1952 года.
  7. В западных странах, где сильно движение Гринпис, МРТ проводится не только людям, но и животным. У четвероногих друзей выявляют те же патологии, что и у людей – воспаления, опухоли, болезни суставов, последствия травм. На смотровом столе под наркозом уже побывали мыши, собаки, обезьяны. Обследован головной мозг больных львов, коров и даже жирафов. А про диагностику лошадей написан целый научный труд. Однажды пациентом стал медведь гризли, страдавший от припадков неизвестной болезни. И совсем уж удивительный случай – диагностика косатки, выловленной из воды в опасном для жизни состоянии. С помощью МРТ у океанского жителя выявили патологию лёгких и тут же приступили к лечению.
  8. Магнит, находящийся внутри томографа, весит более 4 тонн. Вес магнита, установленного в уже упомянутый рекордно мощный МР-сканер в медцентре города Чикаго, – 45 тонн.
  9. Внутри магнита находится инертный газ гелий в жидком состоянии. Его задача – охлаждать магнит. Температура гелия в томографе равна -260 градусам Цельсия – это более чем в 100 раз ниже температуры в наших холодильниках.
  10. Степень напряжённости магнитного поля, генерируемого томографом, вычисляется в Теслах – это дань памяти гениальному учёному по имени Никола Тесла. Интересно, что многие свои открытия Тесла делал в уме, а не на практике, не прибегая к бесчисленным пробам и ошибкам.
  11. В 2010 году швейцарские учёные в сотрудничестве с американскими коллегами изобрели аппарат, объединивший в себе возможности МРТ- и ПЭТ-диагностики (при ПЭТ-скрининге в кровоток вводят позитрон-излучающее вещество). Диагностика стала ещё полнее, но вот стоимость МРТ+ПЭТ была такой зашкаливающей, что широкого применения технология не нашла.
  12. Ради эксперимента учёные запечатлели на МРТ глотание, пение, игру на трубе, поцелуй и даже рождение ребёнка.
  13. Магнитный скрининг так вдохновил нидерландского художника Йориса Куиперса, что он придал этой диагностике творческий образ. Йорис обставил несколько выставочных залов объёмными разноцветными инсталляциями, фрагменты которых наслаиваются друг на друга в разных плоскостях. По задумке автора, инсталляции изображают внутреннее строение черепа, сплетение сосудов и другие тайны человеческого организма. На первый взгляд этого не скажешь – композиции напоминают причудливо рассыпавшиеся и замершие в пространстве цветы.
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23a1p3