Для чего стоит заказать маркетинговое исследование и что оно включает в себя? Об этом в этой статье.
Маркетинговое исследование можно определить как систематический сбор, запись и анализ бизнес-данных, необходимых для разработки маркетинговой программы. Эти данные также используются для улучшения и оптимизации процессов принятия решений. Они часто позволяют распознать проблемы и ошибки, допущенные компанией, и помогают выбрать возможные улучшения в процессе планирования, продаж или продвижения продукта, направленные на повышение удовлетворенности клиентов.
Маркетинговые исследования могут помочь любой компании определить возможности увеличения доходов. Благодаря им можно идентифицировать и измерять изменения, происходящие в среде предприятия, в основном спрос и факторы, которые его формируют. Исследование объясняет механизм поведения субъектов рынка (потребителей, конкурентов) и помогает определить меры, позволяющие повлиять на это поведение. Они также предсказывают тенденции в формировании рыночных явлений и процессов и определяют потенциал рынка, на котором работает компания.
Информация, собранная благодаря маркетинговым исследованиям, является поддержкой для руководства данной компании, потому что принимаемые им решения всегда более или менее связаны с рынком, на котором работает компания. При реализации плана действий руководство должно располагать данными, позволяющими разбираться в таких вопросах, как:
- что, сколько и когда производить,
- на какой рынок представить продукт,
- как активировать продажи,
- какой канал сбыта выбрать,
- как оценить эффективность затрат на маркетинговые исследования.
Этапы планирования и проведения маркетингового исследования
Определение проблемы исследования
Проблема должна быть указана в виде одного или нескольких вопросов исследования. Вопросы будут касаться области, которую компания хочет узнать лучше и в которой она намерена предпринять действия для улучшения достигнутых результатов. Это также может быть сфера, где проблемы уже возникли, например, с продажей товаров. Примеры вопросов исследования включают:
- Стоит ли компании начать выпуск нового продукта?
- В чем причины снижения продаж того или иного товара?
- Какую стратегию продвижения следует использовать для конкретного продукта?
Формулирование гипотез
Основой для формулирования гипотез являются: знания, имеющиеся в данной области, существующие теории, управленческий опыт, результаты предыдущих исследований. Все эти элементы следует использовать так, чтобы построенная гипотеза была адекватной и наилучшим образом объясняла изучаемую проблему. Примеры гипотез:
- Появился привлекательный конкурентоспособный продукт.
- Покупательная способность потребителей снизилась.
Разработка плана исследования
План исследования должен включать поисковые, описательные и причинно-следственные исследования, проводимые последовательно.
- Геологоразведочные исследования - направлены на определение характера проблемы. На этом этапе исследователь фокусируется на правильном определении решаемой проблемы. Здесь формулируются гипотезы, которые трансформируются в исследовательские вопросы. Требуется общее описание проблемы. Это этап, после которого проводятся описательные или причинно-следственные исследования.
- Описательное исследование состоит в сборе информации и точном описании изучаемых явлений и процессов, что помогает лучше понять проблему исследования. Делается попытка максимально точно описать ситуацию, в которой компания и производимый ею продукт должны функционировать. Иногда проблема исследования может быть решена именно на этом этапе.
- Причинно-следственные исследования направлены на подробное объяснение анализируемой ситуации или явления и демонстрацию того, как наблюдаемые на рынке явления развиваются и формируются, а также на определение причинно-следственных связей между ними. В ходе этих исследований делается попытка понять, что вызывает конкретные наблюдаемые явления, и с помощью тестов предпринимаются попытки доказать или опровергнуть исследовательские тезисы.
- Вышеупомянутые исследования дополняют друг друга и поэтому способствуют достижению основной цели исследования.