Начнём с главного вопроса: как ты сменил военную службу на гражданскую?
14 августа 2014 года меня ранило (попал под миномётный обстрел и получил осколочные ранения ног и спины – прим. ред.) и я лежал в госпитале в Ростове, после чего уехал на родину в город Ухта Республики Коми, и лежал там ещё три недели. 2 октября я вернулся обратно, к своим ребятам, но в ЛНР уже с сентября был мир и мне, скажем так, нашлась работа в другом формате.
Я закончил ВятГУ по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и до сих пор учусь в Кировском филиале Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ на специальности «Государственное и муниципальное управление». Ну и так получилось, что чиновником я стал чуть раньше, чем получил образование.
С октября по ноябрь я проработал в должности замглавы района и 2 декабря Плотницкий Юрий Венедиктович (глава самопровозглашённой ЛНР – прим.ред.) меня назначил главой администрации Лутугинского района.
А что стало с бывшим главой?
Так как город четыре раза переходил из рук в руки, многие чиновники просто сбежали. В том числе и бывший глава района. Он был под присягой, он считал, что служит Украине и он сбежал в Украину. Потом вернулся, хотел устроиться, но мы его не взяли обратно.
Большое население в Лутугинском районе?
67 тысяч человек.
И как они отнеслись к твоему назначению?
Ну как у нас принимают пришлых? Так и приняли. На момент назначения мне было 27 лет, я был самым молодым главой района. Мало того, я единственный глава района из России, поэтому с меня и спрос в три раза.
Но я думаю, что за эти девять месяцев, что я работаю, я смог как-то изменить мнению народа по отношению к себе. При нулевом бюджете мы сделали хороший пляж, площадку для волейбола, покрасили спортивные объекты, сад разбили и много ещё всего по мелочи в формате социальной сферы. Кроме того, на момент моего вступления в должность по району было 120 прорывов водопровода. Нам удалось сократить это число до 10. Окончательно мы залатать трубы не можем не столько потому что они из-за бомбёжек пострадали, а потому что Украина в них 23 года ни копейки не вкладывала. Так что здесь просто латка на латке и латкой скреплена.
Как сейчас обстановка в Лутугинском районе?
В июле-августе прошлого года через Лутугинский район проходила линия фронта, город Лутугино четыре раза переходил из рук в руки, 44 дня находился под оккупацией Украины. 286 домов разрушено, больше 1000 домов пострадали. Окончательно город освободили 1 сентября 2014 года.
Сейчас мы, по меркам Украины, в тылу, ближайшая точка соприкосновения в 40 километрах – это Бахмутка. Сами понимаете, 40 км – это зона досягаемости реактивной артиллерии – «Ураган», «Смерч». Также в районе действуют три полигона, есть опасность, что по ним тоже могут отрабатывать.
Когда, по-твоему, война закончится?
Я даже не могу предположить. Всё зависит от того, как себя запад поведёт, как мы – Россия, ДНР, ЛНР. Мы готовы договариваться, мы готовы следовать Минским соглашениям и мы им следуем. Мы готовы остаться в составе Украины, но если Украина поменяется. Нельзя просто взять и всё забыть, типа «здравствуйте, а мы никуда и не уходили». Такого не будет. Проблема в том, что мы не слышим их, а они не слышат нас.
С какой целью ты приехал в Киров?
У меня по работе задача стоит – налаживать отношения: культурные, социальные, где-то даже попросить гуманитарную помощь, но не в виде продуктов, а в виде оборудования, стройматериалов и так далее.
Поэтому я поехал по городам России и одним из первых посетил Киров. Я всё-таки здесь 8 лет проучился и до сих пор учусь, вторая родина, можно сказать. Киров мне знаком до боли и я рад.
Здесь встречался с главой города Владимиров Быковым, главой администрации Александром Перескоковым, а также главой ВТПП Николаем Липатниковым. Честно скажу, приём мне очень понравился. Потому что в некоторых других городах, да даже, например, в Ухте, где я больше 20 лет прожил и меня, казалось бы, все знают, люди боятся идти навстречу. Но ведь мы говорим о помощи не вооружённым людям, а детям, старикам и так далее. Поэтому после встречи в Кирове я хочу сказать, что у ваших руководителей действительно есть яйца. Приятно работать с этими людьми.
Мы обговорили суть проблемы, договорились о дальнейшем сотрудничестве, завязали отношения, так сказать. Обсудили варианты взаимных визитов культурных и спортивных делегаций. Уж если Кобзон, Чичерина, Самойлов не боятся приезжать, то, я думаю, и кировчане не побоятся. Мы всем рады.
Наконец я рассказал о возможностях развития бизнеса в нашем регионе. Представил ряд инвестиционных проектов. Если год назад мы могли только просить, то сейчас можем и предлагать.
Что за проекты?
Я, как глава администрации Лутугинского района, совместно с нашим управлением экономики разработал ряд инвестиционных проектов низким сроком окупаемости (до двух лет). Дело в том, что сейчас вся власть в ЛНР обращена лицом к предпринимателям, особенно из России, сделать бизнес у нас проще простого. Но многие предприниматели просто боятся ехать к нам, и я их понимаю, поэтому сам поехал в Россию. Во всех городах я встречаюсь с людьми, рассказываю, что можно сделать, как можно на этом заработать и приглашаю приехать, посмотреть.
Среди проектов: маслоцех, колбасный цех, пекарня, пивзавод, птицефабрика и многое другое. Например, маслоцех. Срок окупаемости 6 месяцев. Почему такой низкий? Цена на подсолнух у нас в три раза ниже, чем в России, себестоимость труда в три раза ниже, чем в России. При этом цена на готовый продукт – масло – выше, потому что у нас его никто не изготавливает, а весь товар идёт из России. Поэтому, производя его дешевле у нас, можно продавать его за ту же цену и тем самым зарабатывать. Конкуренции, сами понимаете, у нас никакой нет. Мы сейчас заинтересованы в создании рабочих мест. Люди хотят работать, но работать негде.
В следующий раз тебя можно только на сессию ждать?
На самом деле, в том году меня отчислили (смеётся), так как я как раз не приехал на сессию – меня тогда только назначили и я просто не мог всё бросить. Но я в этом году восстановился и по осени хочу приехать.
А в вузе о тебе что-нибудь знают? О службе в ополчении и в качестве главы района?
Нет, в академии никто ничего не знает, я им и не говорил. Всё равно оценки за это выше ставить не будут.
Сейчас планируешь продолжать работать на новом посту?
До 1 ноября – да. А 1 ноября выборы, так что там уже как пойдёт.
Знаю, что ты женат и у тебя трое детей. Где они сейчас?
До сих пор в Ухте. Планирую перевезти их в Лутугино, но не знаю пока когда. Сам понимаешь, такие времена. А пока мне и за них спокойнее и решения я могу принимать без оглядки на семью.
Какой следующий пункт назначения?
В планах у меня Казань, Нефтекамск, Нижний Новгород, Воронеж и ещё ряд городов. Я езжу на своей машине за свой счёт и если хоть с одной моей встречи будет результат, это уже хорошо.
Беседовал Всеволод Васенин